ДРУЖКА (БРАТ ПОЧЕСТНЫЙ, БОЛЬШОЙ БРАТ, БРАТЕННИК, ВЕРШНИК, ДРУЖКО, КЛЕТНИК, ПОДЖЕНИШНИК, ПОД — КНЯЖНИК, ПРОВОЖАТЫЙ, СТОРОЖ, ШАФЕР)
Один из Свадебных чинов.
Д. был представителем жениха и его семьи и считался одним из главных действующих лиц свадебного ритуала. Отсутствие его на свадьбе могло, по поверью, откликнуться несчастьем в семейной жизни новобрачных. Д. приглашался обычно семьей жениха и мог быть их родственником или соседом, старым Или молодым, холостым или женатым. При выборе кандидатуры старались прежде всего привлечь человека, который хорошо знал весь свадебный ритуал, отличался красноречием, остроумием, находчивостью, расторопностью, бойкостью, умел повеселить публику, владел заговорным искусством или колдовскими знаниями. Д. должен уметь, как говорили в народе, «играть и плясать, и сшить из малой торбочки большой мешок». В деревнях и небольших городах северных губерний Европейской России были даже профессиональные Д., которые постоянно приглашались на эту роль и получали вознаграждение за свои труды.
Д. имел на свадьбе множество обязанностей. Прежде всего, он являлся посредником между семьями жениха и невесты. отстаивая в переговорах интересы жениха и его семьи. В свадебных песнях его называли: «Удалой дружень — ка, верный служенька».
Зачастую служба Д. начиналась уже со сватовства, когда будущего Д. просили быть сватом в надежде, что его красноречие и колдовские знания помогут склонить родителей девушки на брак. Д. также принимал участие в переговорах о приданом невесты и расходах на свадьбу, которые брала на себя семья невесты, участвовал в смотринах, заставляя жениха внимательно рассмотреть невесту, чтобы потом «не каяться», присутствовал при сговоре, предлагая родителям
Невесты и жениха «ударить по рукам» в знак окончательного решения о свадьбе.
Д. способствовал брачному соединению жениха и невесты. Во время «сводов» — обряда, заканчивавшего первый предсвадебный этап (см. Сватовство), он связывал полотенцем руки жениха и невесты в знак их единения «на веки вечные, на годы долгие». Роль «соединяющего» Д. исполнял в течение всего свадебного обряда. Он выкупал невесту для жениха, сопровождал жениха и невесту в церковь, подводил к алтарю, держал над женихом во время венчания брачный венец, на свадебном пиру заставлял жениха и невесту целоваться, отправлял жениха и невесту в помещение, где молодые проводили первую брачную ночь, помогал свашке невесты стелить постель, укладывал на нее новобрачных, давал им советы, проведывал во время брачной ночи, утром будил молодых. Будучи доверенным лицом жениха — поджениш — ником, подкняжником, он во многих случаях исполнял его роль: передавал невесте дары от жениха, вместо жениха вел разговоры с девушками, сопровождал невесту и девушек в ритуальную баню (см. Баня невесты), раздевал там невесту и парил ее веником, принимал от девушек для передачи жениху невестину «красоту», свадебный каравай и т. п. В некоторых деревнях еще в начале XIX в. существовал обычай, по которому Д. в случае необходимости замещал жениха во время первой брачной ночи, проводя дефлорацию невесты.
Д. был также главным распорядителем свадьбы. Он собирал свадебный поезд, распоряжался его движением, откупался от людей, преграждающих поезду дорогу, бросал конфеты и орехи детям, приветствовавшим свадебный поезд, обходил родственников, приглашая их на свадьбу, руководил свадебным пиром: приглашал к столу, рассаживал гостей, разносил блюда, угощал вином, резал и раздавал свадебный каравай, просил гостей одаривать, а девушек — величать молодых.
Все многочисленные обязанности Д. выполнял весело, шутя и балагуря, превращая каждое свое действие в своеобразный веселый спектакль. Вот, например, какими словами приглашал Д. из Псковской губ. гостей на свадьбу: «Во всем дому, во всем пиру, в сей цесной столовой, пировой беседе, в белокаменной палате, во новой горнице, во светлой светлице — есть ли наш батюшка крестовой? Наш-то приехал князь молодой. Крестный то батюшка мог стоять под крестом, просит теперецко стоять под венцом. Приехали звать, свадбу играть, хлеба, соли покухати, бела лебедя по — рухати, добрых рецей послухати. Просим со всим двором, оприц хором…» (6, с. 83). Далее шло подробное описание того хорошего пирования, которое ждало гостей. Известный этнограф XIX в. Е. В. Барсов так описывал действия Д. из Олонецкой губ., предлагающего «вскрыть молодую» на свадебном пиру: «Дружка становится на скамейку и требует к столу отца и мать жениховых; он колотит в грядку (брус под потолком избы. — И. Ш.) и приговаривает: „Час-пере — час, призамолкните на час, красны девицы и молоды молодицы, пирожны мастерицы, душечны погубницы! Есть ли в сем доме живущем батюшка родной и матушка родная (называет по изоотчеству)". Отец и мать придут, глаза перекрестят, на все стороны покланяются; дружка продолжает: „Батюшко родной и матушка родная, умели вы сына повы — ростить и поженить, взять новобрачную княгиню; благословите с княгини покрывало снять, в добрые люди князя показать". Бог благословит, скажут. Князь и княгиня на ноги станут, съимут покрывало и в руки — приставницам. Дружка опять станет на скамейку, колотит в грядку и говорит: „Час-перечас, призамолкните на час, красные девицы и молоды молодицы, пирожны мастерицы, душечны погубницы! Есть ли в сем доме живущем избраной безуказной староста, и если нет, так поищите, если спит, так побудите"; является староста и говорит: „Не вижу к столу пройти"; дружка подает водки — одну рюмку, другую, третью и потом спрашивает: „Ну теперь видишь ли?" Вижу, отвечает, приходит к столу. <…> Извольте же княгиню похвалить. Робята, убирайтесь с печки, горшки туда кинем. Ребята бегут, горшки кидают, все закричат: хороша молода, хороша молода. Дружка колотит [по грядке]» (1, с. 493).
Д. во время свадебных обрядов осуществлял оберегающую функцию. Он мог, по народным представлениям, противостоять колдовству и злым силам, стремящимся испортить жениха, невесту и всех свадебников. Д. обычно знал множество молитв, заговоров, магических действий, трав, защищающих, как считалось, от колдовских чар, порчи и дурного глаза. Ему полагалось по ходу свадьбы постоянно заботиться о невесте, которая была особенно беззащитна перед нечистой силой. Например, Д. защищал невесту всякий раз, как она выходила за пределы дома: выполнять ли банный обряд (см. Баня невесты), прощаться ли с деревней или приглашать родственников на свадьбу. Он обычно возглавлял процессию девушек, размахивая кнутом, шепча молитвы и заговоры. Собирая жениха и невесту к венцу, он обязан был позаботиться об их магической защите: втыкал в их одежду иголки со сломанным ушком, насыпал в обувь мак, льняное семя и клал серебряную монетку, обвязывал их куском рыболовной сети.
Особую заботу Д. проявлял в день венчания, когда, по поверью, вся нечистая сила могла ополчиться на свадебный поезд. Д. обходил его три раза с горящей свечой или иконой, похлопывал бичом, позванивал колокольчиком, приговаривал: «Стану аз, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, ставить железные тыны от морския глубины, от небесной высоты, от востока до запада, от севера до полудни. Въеду аз, раб Божий (имярек), в железный тын со всем моим поездом; затворю аз, раб Божий (имярек), за тридевять щитов, за тридевять дверей и замкну аз, раб Божий (имярек), за тридевять замков; выну из тридевять замков тридевять ключей, кину я те ключи в чистое море Окиан. И выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и та щука проглотит тридевять моих ключей и сойдет в море, в глубину морскую. И как никому тыя щуки не поймать и тридевять ключей не сыскать, и замков ни отпирывать, — и меня, раба Божия (имярек), и князя молодого не испорчивать и весь мой княжеский поезд; всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь (7, с. 140). Д. должен был внимательно следить за дорогой, убирая с пути всякие подозрительные предметы, кричать на всех перекрестках и поворотах: «Христос воскресе!» — чтобы отпугнуть нечистую силу. Он должен заранее позаботиться о том, чтобы колдун, встретившийся по дороге в церковь, не остановил свадебный поезд и не превратил свадеб — ников в волков. Для этого надо было, например, перед отъездом в церковь три иглы воткнуть в восковые шарики и трижды сказать: «Отпускаю аз, раб Божий (имярек), свадьбу на два часа. Господи, помилуй!» (7, с. 141). Во время свадебного пира Д. должен не допустить появления не званного на свадьбу колдуна. Он вешал с этой целью на дверную колоду связку чеснока, ветви можжевельника или втыкал нож. Если все же колдун появлялся, то Д. обязан был вступить с ним в состязание и победить его.
Д., в отличие от других свадебных чинов, всегда отмечался специальным знаком. В качестве его атрибута обычно выступало полотенце, которое повязывалось через правое плечо, изредка через оба плеча крест-накрест. Кроме того, использовались ленты (или лоскутки). Ленту повязывали бантом на руку, из разноцветных лоскутков делали звезду или букет цветов, прикрепляя их на грудь или шапку. Атрибутом Д. могли быть также палка (посох, шест), плеть, кнут и колокольчик.
Литература
1. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. СПб., 1997. Т.2; 2. Богословский П. С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов // Пермский краеведческий сборник. Кружок по изучению Северного края при Пермском университете. Пермь, 1927. Вып. 3; 3. Гура А. В. Дружка // Славянские древности. М., 1999. Т. 2; 4. Гура А. В. О роли дружки в северно-русском свадебном обряде // Проблемы славянской этнографии (к 100 летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д. К. Зеленина). Л., 1979; 5. Зеленин Д. К. Свадебные приговоры Вятской губернии. Вятка, 1904.; 6. Козырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // Живая старина. 1912. Вып. 1; 7. Майков Л. Великорусские заклинания // Чародейство, волшебство, знахарство, заклинания, заговоры. М., 1997.
II. Шангина