ДРАКИ
Силовое противостояние вооруженных групп мужской молодежи, представлявших территориальные и социовозрастные объединения (см. Состязания). Являлись характерным атрибутом праздничных гуляний и вечеринок. Наибольшее развитие и детализацию культура Д. получила на территории Псковской, Новгородской, Тверской и Вологодской обл., но Сами Д. известны значительно более широко. Восходя к палочным боям, известным с глубокой древности, Д. достигли наибольшего расцвета в период конца XIX — середины XX в., а наиболее многочисленными и ожесточенными были в 1930-е гг.
Занимая важное место в социализации парня, Д. была необходимым элементом гуляний в течение всего периода взросления: от наступления совершеннолетия до вступления в брак. Она одновременно служила проверкой на возрастную состоятельность и являлась одним из способов продемонстрировать силу, удаль, молодцеватость. Формируя комплекс волевых и моральных качеств, она также становилась важным средством освоения мужской молодежью традиционных форм силового и насильственного поведения. При этом участие в Д. было не только испытанием на способность проявить силу, осуществить насильственные действия, но и на умение контролировать себя, подчиняться запретам и ограничениям общества. Слишком буйные, для которых «закон не писан», не пройдя эту часть испытания, теряли привлекательность в глазах потенциальных невест и в итоге оказывались вне брачного крута. Для всего мужского сообщества Д. выполняла важную психологическую функцию: снимая излишнюю мужскую агрессивность, направляла ее в «культурное» русло.
Особое значение в формировании мужского поведения имел кодекс чести или набор правил, которых придерживались дерущиеся. За его соблюдением следило парнишеское сообщество, формируя внутри группы эталон поведения, гарантом которого выступали взрослые наблюдатели и девушки. Делом чести считалось поддержать «своих»: защитить девушку от навязчивых ухаживаний чужака, вступиться за обиженного подростка, за оскорбленного или побитого товарища. Стремление отстоять поруганную честь и достоинство вызвало к жизни обычай мстить за поражение или нанесенный урон. План мести тщательно разрабатывался. Правила допускали нападение целой ватагой на одного или нескольких противников, заманивание их в засаду и преследование бегущих. Для осуществления мести заготавливалось специальное вооружение, чтобы поддержать боевой дух, создать настрой на драку, психологически подготовиться к ней. Но месть могла состояться только во время праздничных гуляний, в будние же дни парни из враждующих деревень свободно бывали друг у друга.
Основу кодекса чести составляли сплоченность и взаимовыручка. Непосредственными зачинщиками столкновений были парни, входившие в команду атамана, но в силу обычая участие в Д. принимали почти все пришедшие на гулянье парни из враждующих деревень, при этом посторонних в Д. не вовлекали. Тех, кто гулял вместе со всеми и участвовал в «задирании», но убегал, как только разгоралось сражение, товарищи считали предателями и трусами, мстили им за то, что «бросили своих». Если такой парень объявлялся вскоре после окончания Д., то хорошая трепка ожидала его по дороге в родную деревню, если же сразу поймать его не удавалось, после возвращения в его доме выбивали стекла или выставляли рамы. Чаще всего и девушки таких парней не уважали, отказывались гулять с ними. Единственным исключением из общего правила был гармонист, который мог не драться вовсе или вступить в бой по желанию.
Хотя участие в потасовках было исключительно делом молодежи, обычай поддержки «своих» распространялся и на другие возрастные категории. Женатые мужчины, не принимая участия в Д., могли вступиться, если «своих деревенских» начинали теснить или если на одного нападали несколько чужих. В безвыходной ситуации парень мог позвать знакомого мужика в качестве заступника. Бывали случаи, когда побежденные отправлялись в свою деревню за подмогой — мужиками и, вернувшись, выгоняли победителей с гулянья. Участие молодого мужика в Д. осуждалось старшим поколением, но если бы женатый не поддержал своих, парни упрекали бы потом: «Струсил, оставил нас». Помощь «своим» оказывали также подростки. Заведя Д. и уступив место сражения старшим, они могли швырять в противника камни, подтаскивать колья дерущимся и т. п.
При общих моральных установках четких ограничений на использование оружия или силовых приемов не было. В начале боя чаще использовалось импровизированное оружие.
Подобранное тут же на деревенской улице. Как только раздавался призыв к Д., парни начинали подбирать камни, осколки кирпича, разбирать поленницы, выламывать из заборов штакетник, выдергивать колья, могли также прихватить лежащую без присмотра оглоблю, цеп, безмен и т. п. Но по мере дальнейшего развития Д. в ход постепенно вводилось принесенное с собой личное вооружение, среди которого особую роль играли деревянные или металлические трости — трёстки (см. Трёстка). В некоторых местах вместо них использовались специально заготовленные парнями «кии» — дубинки длиной около метра и толщиной «в руку», с круглой деревянной или железной «наболдаш- кой», на которую опирались при ходьбе. Об устрашающей силе этого оружия пелось в новгородской частушке:
Дорогой ты мой товарищ! Как тебя не уберег, От дубового киечка Во сырую землю лег.
В Вологодской обл. в качестве оружия употреблялись так называемые курки, состоявшие из тележной оси со вставленным в нее гвоздем (длиной 60—70 см) с большой шляпкой. В качестве метательного оружия мог использоваться холщовый мешочек с песком, который раскручивали и бросали, целясь в лицо противника. В ближней схватке в ход шли самодельные кастеты («наладошники»), свинцовые биты размером с ладонь («свинчатки»), крепившиеся к ней на ремешке или закладывавшиеся в перчатку. Повсеместно как в уличных Д., так и в столкновениях на посиделках были известны простейшие «кистени»: ремни с тяжелыми литыми бляхами, а также весовые гири, фунтовые («фунтики»), редко трехфунтовые, привязанные к короткому ремешку, веревке или резинке:
По моей головке ловко Гирька прокатилася. Моя белая рубаха Кровью вся залилася.
Вооружение использовалось и в качестве тактического приема. Парни прятали «трёстки» и кованые ножи в изгороди на обочине дороги, если в ходе Д. противник вынуждал их отступить, бежали за околицу, хватали оружие и разворачивались лицом к преследователям, те отступали, а победители оставляли деревню за собой. Чаще всего серьезное оружие употреблялось лишь для устрашения противника или демонстрации удали. В наибольшей степени это относилось к ножу (кинжалу) — популярному образу частушек «под драку», в которых он изображался как гарант чести и символ удачи драчуна.
В отличие от кулачных боев Д. зачастую были более жестокими, бывало, что случались нечаянные или даже преднамеренные убийства, так как бились чем угодно и по чему угодно, нападали на противника со спины; часто продолжали избивать и лежачего, и того, кто уже был в крови. За тем, чтобы дело не зашло слишком далеко, должны были следить сами дерущиеся. Во-первых, во время хождения по деревне конкурирующие «партии» соизмеряли силы друг друга — со значительно более сильным соперником старались не связываться. Чтобы разведать обстановку, на гулянье засылали лазутчика, если противник значительно превосходил по численности, ватага в деревню не входила, а дожидалась на окраине более сильных союзников. Во-вторых, в ходе Д. компания, которая чувствовала себя слабее, в полном составе отступала, убегала за деревню, если побитыми оказывалось большинство парней в группе. После чего оставшиеся считались победителями.
Сдерживающим фактором, способным предотвратить убийство, было поведение девушек. Ударить девушку в Д. представлялось предосудительным, поэтому она могла защитить «своего»: брата, родственника, парня, с которым гуляла. Если парня опрокидывали на землю, она могла закрыть его своим телом, чем зачастую спасала от неминуемой смерти. Иногда девушкам удавалось развести дерущихся или в начале драки силой вывести из нее парня. Те из них, кто отказывался подчиниться или обращал накопившуюся агрессию против заступницы, как правило, приобретали дурную славу, что значительно сужало для них выбор невест, и кроме того, со временем они могли погибнуть в Д. Если девушкам в самом начале не удавалось увести дерущегося, в гущу сражения они никогда не лезли, чтобы не попасть под горячую руку. Чаще девушки стояли в стороне и спешили на помощь оставшимся лежать на месте боя.
В основе Д. лежало соперничество как индивидуальное: стремление показать себя, побахвалиться, повоображать, продемонстрировать свою силу, так и групповое, связанное с территориальной и брачной сферами (см. Ребята). У каждой деревни или группы деревень был свой конкретный противник, с которым она «враждовала» на протяжении нескольких поколений. Такие деревни обычно находились на достаточно близком расстоянии одна от другой, но противопоставлялись по какому-либо признаку, например принадлежность к различным приходам или сельсоветам. Противники не только дрались на каждом гулянье, но и специально шли туда, чтобы подраться.
Чаще всего уличные Д. происходили по престольным или заветным праздникам. После начала гулянья в празднующую деревню начинали сходиться группы молодежи. Празднично одетые, вооруженные и подвыпившие компании парней, каждая со своим гармонистом, прежде чем войти в деревню, выстраивались за околицей на противоположных концах улицы. Парни становились в одну линию во всю ширину дороги с атаманом и гармонистом в центре и начинали двигаться к центру деревни навстречу друг другу (см. Ватага). Прохождение по деревне с частушками «под драку» и плясками, с демонстрацией вооружения называлось «задиранием», «выламыванием», что выражало боевой настрой и создавало подходящую атмосферу для начала Д. (см. Ломалъ — щики). Компании после нескольких прохождений мимо друг друга, во время которых мужики часто подзуживали парней и подталкивали к драке, начинали «подлезать» — задевать противника. Часто обе «партии» отказывались уступить дорогу, парни сходились и начинали толкаться, сшибаться плечами, а это считалось оскорбительным и провоцировало потасовку. Иногда первыми сталкивались парни, плясавшие впереди шествия. Стоило им задеть друг друга плечами, как раздавался крик: «Наших бьют!» — и начинался бой. Чтобы ускорить развитие событий, к противникам посылали «заводилу». Он провоцировал нападение, порой его самого ловили и начинали избивать, тогда на помощь спешили свои, вытаскивая по дороге колья, трости и т. п. В Вологодской обл. сигнал к Д. подавал гармонист, исполняя специальный наигрыш, сходный с призывным звуком трубы.
Д. происходила или в центре деревни, на перекрестке, площади — «пятачке», или на установленном традицией, специально отведенном для этого месте — пригорке, мосте и т. п. В ряде случаев столкновение начинали подростки или младшие парни, к обеду их сменяли старшие — «холостяж — ник». С этого момента начинался серьезный бой, который к вечеру принимал ожесточенный характер и требовал вмешательства женатых — «бородачей», которые выскакивали из домов и прогоняли пришлого противника. В Новгородской и Вологодской обл. участниками Д. были взрослые парни, а бой шел значительно короче. Побеждал тот, за кем оставалась деревня, и победа считалась тем почетнее, чем больше противников оставалось лежать на земле. Изгнав неприятеля, парни утверждали свою силу единоличным прохождением с песнями по деревенской улице из конца в конец, после этого победители могли по своему желанию остаться на продолжающемся гулянье или с достоинством покинуть деревню.
В зимнее время столкновения случались на беседах и посиделках, а оттуда уже переходили на улицу. Обычай драться на супрядках с пришлыми парнями, не поставившими выкупа или просто не понравившимися местным, привел к тому, что каждый парень считал необходимым, отправляясь туда, запастись оружием. На рубеже XIX—XX вв. в Грязовецком у. Вологодской губ. молодцы приходили на праздничные беседы, вечеринки или «поводы» (свозы) также вооруженными: один прятал в кармане свинцовую гирьку на бечевке, другой осколок кирпича, третий держал за голенищем железный стержень, четвертый запасся шилом и т. п.
Боевая удача была переменчива, верх одерживала то одна, то другая сторона, но явным залогом победы служило не столько умение драться и знание тактических приемов,
А также искусное владение оружием, сколько численное превосходство. Побеждали «места наибольшего скопления женихов» — благоприятные для продолжения рода. Поэтому следствием многочисленных побед и доставшейся победителю «славы» было повышение брачной привлекательности деревни в глазах потенциальных невест. Выйти туда замуж становилось престижным.
1. Морозов И. А. Драки // Духовная культура северного Бело — зерья. М., 1997; 2. Щепанская Т. Б. Драки и браки (сельские праздничные драки: по материалам поездок в Курскую, Псковскую, Новгородскую области в 1996—1997 гг.) // Материалы полевьк этнографических исследований. Вып. 4. СПб., 1998; 3. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 130; ф. 10, on. 1, д. 88, 95, 99.
В. Холодная