ДОМОСТРОЙ
Традиционно сложившаяся система внутрисемейных отношений и уклад домашней жизни, что определялось главным занятием русских — и в целом восточных славян — земледелием.
Важными составляющими семейного уклада были общее владение землей, общие доходы, коллективный труд. Возглавлял семью старший по возрасту мужчина — большак, Хозяин (см. Большак). В руках хозяина сосредотачивалась неограниченная власть над членами семьи: он управлял своими взрослыми сыновьями, их трудом, руководил хозяйственной деятельностью, распоряжался расходами и распределял доходы семьи. Все деньги, заработанные семьей, находились в его ведении, никто не имел права требовать у него отчета в их расходовании. Доход распределялся хозяином на посевные работы, аренду земли, приобретение скотины и хозяйственного инвентаря, посуды, одежды и всего необходимого для домочадцев, а также предусматривались расходы на свадьбы, похороны, крестины, прием и угощение родственников и знакомых. Большак являлся представителем семейного коллектива на сельских общественных сходах, где защищал его интересы. Отец семейства самолично принимал решение о разделе имущества при выделе взрослых женатых сыновей.
Внутри дома распоряжалась болыиуха — хозяйка, как правило, жена большака (см. Болыиуха). Она распределяла продукты, работы по дому среди женской половины семьи, хранила семейные деньги, обучала младших невесток ведению домашнего хозяйства, воспитывала дочерей и готовила им приданое. В отсутствии хозяина исполняла его функций, в том числе посещала сельские сходы, но без права голоса, и взрослые сыновья подчинялись ей, как отцу.
В русской деревне XIX XX вв. все виды крестьянских работ соответствовали времени года и были строго ориентированы на определенный пол и возраст. Сельскохозяйственными работами, требующими физической силы, занимались мужчины, домашние заботы, подчас требующие не меньшей силы и сноровки, возлагались на женскую половину. Мужской сферой деятельности обычно являлось внешнее пространство: поле, лес, чужие края, куда отправлялись на дополнительные заработки. Мальчики до 6—7 лет находились под присмотром матери, а позже их начинали приучать к мужскому труду (см. Парнишка). Они должны были уметь ездить верхом, управлять лошадью, а потому помогали на вспашке и бороновании, перевозке снопов и молотьбе. В возрасте 12—14 лет наравне со взрослыми мужчинами мальчики участвовали в пахоте и молотьбе, косили, приучались к строительному делу, починке инвентаря. Полноправными работниками в семье юноши становились к 17 — 18 годам, приобретая все навыки, какими должны обладать взрослые мужчины.
Основные мужские работы продолжались от ранней весны и до поздней осени, когда в последнюю очередь поле удобряли навозом. В короткий зимний день женщины обычно пряли, старые деды «ковыряли» лапти, а мужика — работника днем в избе не сыщешь, считалось, что мужицкая работа не в избе. В этот период мужчины, если не уходили на заработки, занимались починкой инвентаря, заготовкой дров и леса для строительства, ездили на мельницу и ярмарки, подвозили корм для скотины и, по мнению женской половины, «бездельничали»: посещали после работ питейные заведения — своеобразные мужские клубы, где обсуждали злободневные темы, виды на новый урожай, нередко разбирали дела, не требующие общего схода села, составляли прошения к высшему начальству, решали местные споры.
Все домашние работы исполняли исключительно женщины, от которых, как говорилось, должно «пахнуть дымом», и поэтому их основная деятельность протекала внутри дома и двора. Причем эта работа не прекращалась ни зимой ни летом, хотя и имела свои сезонные особенности. Считалось, что мужчинам зазорно исполнять женские работы, даже мальчиков-подростков осмеивали, если они помогали принести в дом воды. Тем не менее женщины, кроме домашних дел, участвовали и в полевых работах: они жали и вязали снопы во время страды, обрабатывали огород и снимали выращенный урожай, собирали и обрабатывали лен, который возделывался на отдельных участках, называемых «собиной». Положение женщины в крестьянской семье традиционно рассматривалось как зависимое от мужа, Тем не менее оно было достаточно прочным. В немалой степени ее положение определялось личными свойствами и физической выносливостью, хотя в какой-то степени и характером мужа. Иногда фактическое главенство в семье принадлежало жене. В том случае, если муж был не способен решать проблемы семьи, его опорой и советчицей становилась хозяйка до тех пор, пока не вырастали сыновья. В русских селениях встречались женщины, к которым прислушивались даже мужики на сходах, чаще это были вдовы, которые несли все земельные повинности наравне с мужчинами.
Достоинства женщины определялись ее трудолюбием, умением вести хозяйство, прясть и ткать, «обшить и обстирать мужа». Эти навыки начинали развивать у девочек с 5—6 лет. Они помогали матери носить воду, дрова, мыть посуду и полы, полоть в огороде, присматривать за младшими детьми и домашней птицей. С этого же возраста их обучали рукоделию. Когда девочка выпрядала на прялке, изготовленной для нее отцом, первую нитку, смотрели, какая получалась нить; если ровная, не рыхлая, то говорили, что девочка будет «пряха», а это качество особенно ценилось во время выбора Невесты. О неумелой девушке говорили: «У нашей пряхи ни полотна ни рубахи», — и ее неохотно брали в жены. Необходимыми навыками девочка, а затем и девушка овладевала под руководством матери, которая передавала ей свое мастерство. При выборе невесты советовали обращать внимание на ее мать. Повзрослевшую дочь освобождали от повседневных работ по дому, ее главным делом становилось приготовление приданого, в чем ей помогала мать, а после засватанья и подруги. Девушка в брачном возрасте ходила на все посиделки, ее старались одевать почище и понаряднее. Девушка умела приготовить и пищу для семьи, но этому ее специально не обучали, навыки в стряпанье, выпечке хлеба девушка приобретала после замужества, участь у свекрови.
Хозяйка определяла порядок и очередность участия в домашних работах для каждой из невесток. Распределение могло быть понедельное или ежедневное, нестарая свекровь также вставала в очередь на работу, исполняя роль стряпухи. Молодуху обычно в течение года после свадьбы освобождали от тяжелых работ и приготовления пищи, в дальнейшем она выполняла обязанности наравне с другими. Невестка должна была носить воду, дрова, приглядывать за печью, мыть посуду и полы, помогать в дойке коров и кормлении скотины. В обязанности младшей невестки входило и обстирывание стариков. Продолжительность «подсобного» периода зависела от ее сноровки и смекалки, а также от появления в семье следующей невестки. Все работы имели определенное название: неделя «скотнея», неделя «стряпчая» или «гульная» неделя. Последнее означало работу только на свою семью: невестка пряла и ткала на себя и своих детей, обстирывала их.
Стряпухой была, как правило, сама хозяйка, либо старшая невестка. У заботливой свекрови невестки в семье жили дружно, не завидуя друг другу. Но случались и раздоры, особенно когда появлялись дети. Тогда споры и ругань невесток друг с другом и со свекровью могли привести к разделу имущества и разрушению материального благосостояния. Всегда считалось, что большие, неразделенные семьи благополучнее в материальном отношении, нежели малые, и поэтому всегда приветствовалось рождение мальчиков, на которых полагался душевой надел земли, а следовательно, и прибыток.
Наравне с повседневной работой женщины занимались сезонной: уборкой льна, его обработкой в летне-осенний период, прядением в зимний, тканьем и отбеливанием холста в весенний период. В летнее время нагрузка на женщин увеличивалась из-за огорода, где выращивались овощи для семьи и на продажу. Огород требовал немалых усилий: посадка, прополка, уборка урожая и дальнейшие заготовки на зиму также ложились на женские плечи.
Старики и дети выполняли подсобные работы во дворе и доме, обычно были помощниками женщин. В страдные дни в доме оставались старики и дети, все взрослое население отправлялось в поле для уборки зерновых. Старика Определяли в постоянного сторожа дома. Старуха присматривала за детьми, качала люльку с младенцем, подкармливала цыплят и домашнюю птицу, приглядывала за печкой. Старик следил за лошадьми, иногда правил борону и плел лапти. Во время созревания ягод и сбора грибов младшие члены семьи ходили в лес под присмотром стариков. Участь неизлечимо больных и дряхлых стариков была незавидна, особенно летом. В такую пору их оставляли на печи с краюхой хлеба и кружкой воды до вечера. «Есть старик, так бы убил, а нет старика, так бы купил», — говорится в пословице.
В предпраздничные дни дел прибавлялось у всех. Необходимо было вымыть избу, приготовить пищу, закончить необходимую работу, так как в праздничные и воскресные дни она возбранялась. В будни каждый день мало чем отличался друг от друга, только в зимний и летний периоды подъем ото сна регулировался временем рассвета. Летом утро начиналось рано, не позднее пяти часов, в зимнее время позже. Раньше всех просыпалась хозяйка или стряпуха, растапливала печь, готовила завтрак, будила тех, кто должен был кормить скот, доить коров, затем вставал хозяин и остальные члены семьи, последними поднимали маленьких детей и немощных стариков, имевших с детьми один статус.
Принятию пищи всегда предшествовало умывание, не всегда тщательное, но необходимое, как омовение во время ритуалов. После умывания следовала обязательная молитва. Порядок распределения мест за столом всегда строго соблюдался, младшие не садились за стол прежде старших, за этим следил хозяин дома. Под святым углом сидел сам хозяин, рядом с ним старший из сыновей, затем мужчины по одну сторону — на лавках, женщины по другую, на приставных скамейках. Иногда дети, если их было много, ели за отдельным столом около печи, за ними присматривала свекровь. Дежурная стряпуха подавала на стол и ела после всех. Разговоры и смех за столом строго пресекались отцом, наказывавшим провинившихся «ложкой по лбу». Ели сначала жидкое затем густое деревянными ложками из одной миски, а в последнюю очередь — мясо, разрезанное на куски, причем лучшие из них доставались работникам — мужчинам. Количество и качество пищи имели существенное различие в зимнее и летнее время, в праздники и будни, а также в пост и скоромные дни. После завтрака хозяйка-стряпуха готовила обед и выметала избу, мужики отправлялись на свои работы, а остальные бабы принимались за свои дела.
Питались обычно три-четыре раза в день, ориентируясь во времени по солнцу, каждая еда называлась «вытью». Если завтракали в 4—6 часов утра, когда солнце вставало на востоке, то следующий прием пищи был, когда солнце находилось на юго-востоке, то есть в 8—10 часов. Обед — «паужна» — состоялся в то время, когда солнце передвигалось на юго-запад, то есть от 12-ти до 3-х часов после полудня. Обедали не более получаса в будни, в праздничные дни гораздо дольше. После паужны обычно наступало время дневного отдыха, в основном для мужчин, которые любили вздремнуть на печи или на полатях. Ужинали, когда солнце заходило за горизонт, в 6—8 часов вечера, летом в страдное время ужин бывал еще позже, после окончания работы. Вообще дневная работа и в зимний, и в летний период продолжалась до наступления темноты, зимой ужинали при огне. За ужином разрешались шутки и разговоры, сообщались слухи о происшествиях и «загадывали» работу на следующий день. После ужина все вставали, молились на иконы и шли спать: в летнее время — в клеть, в сени, на сеновал и на полати, а старики в любое время — на печь, зимой детей укладывали там же, а бабы продолжали работу прерванную ужином, садясь за веретена. Девушки уходили на беседы, получив от своих матерей «уроки» — количество кудели, что нужно выпрясть, туда заглядывали парни, но не отрывали девиц от работы. Женатый мужчина мог пойти к соседям, поговорить с ними о новостях и хозяйственных делах. В зимнее время любимым занятием детей было слушать сказки, которыми их развлекали старики.
В праздничные и воскресные дни посещали церквь, работой, кроме приготовления пищи, не занимались. В праздничные дни припасали пищу получше и побольше количеством, ели «до икоты и пили до обморока». Вообще- считалось хорошим тоном напоить своих гостей допьяна, отказываться было нельзя, потому что таких держали в «презрении».
Общий для русских традиционный уклад жизни варьировался в зависимости от региона и основных занятий жите-
Лей. Так, например, в Поморье, где основное занятие рыболовство, сезонное распределение работ было иным, чем в земледельческих районах. У старообрядцев строже следили за нравственным и религиозным воспитанием детей, а соответственно строже соблюдали посты и праздники.
Литература:
1. Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, археологии и этнографии). Кн. V. Вып. I. М, 1877; 2. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро кн. В. И. Тенишева. СПб., 1903; 3. Сафьянова А. В. Внутренний строй русской сельской семьи Алтайского края во второй половине XIX — начале XX в. (внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг) // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989; 4. Селиванов В. В. Год русского земледельца. Зарайский уезд Рязанской губернии. Рязань, 1887.
Н. Прокопьева