ДЕВУШКА (ДЕВА, ДЕВАХА, ДЕВИЦА, ДЕВКА, ДЕВОНЬКА, ДЕВЦА, МАМИЦА, ПОСПЕЛКА)
Лицо женского пола брачного возраста.
На территории России обычно брачный возраст Д. начинался с 15—16 лет, с момента вступления в половую зрелость, проявлявшуюся в изменении физического облика и в приходе «девоченья» — менструаций. Однако учитывались и различные субъективные показатели, прежде всего обращалось внимание на поведение: «невестится» девочка или нет; также замечали ее готовность к ведению хозяйства, выполнению всех женских работ. Считалось, что заканчивается этот период к 20—21 году.
Вступление девочки-подростка в девичество сопровождалось инициационными обрядами. В основном они носили пережиточный характер и были связаны с появлением у девочек первых менструаций. Об этом событии оповещались все ее родственницы. В доме устраивалось угощение, приготовленное самой Д. Она показывала также собравшимся свое умение прясть, ткать, шить, вышивать, принимала от них поздравления и получала благословение. В некоторых деревнях проводились различные действия с «нечистой» рубахой девушки: на ней плясали, обливали ее водой, сжигали на костре. Во Владимирской губ. Д. сажали в снег, приговаривая: «Очищайся, раба Божия, белым снегом». В Рязанской губ. Д. в первую Пасху после прихода менструаций наряжали в понёву и водили по селу, предлагая всем встречным мужчинам: «Надо ли вам?» В Тульской губ. Д., вступающая в брачный возраст, в Пасху или Успеньев день должна была прыгнуть со скамьи в женскую поясную одежду — понёву. После этого ее в женском наряде выводили на всеобщее обозрение. Затем женский костюм снимался и надевался только после свадьбы. В Вологодской губ. во время торжественного шествия Д. брачного возраста по селу те, что были
|
Парень и девушка
Первого года девичества, шли впереди остальных, вызывая всеобщий интерес. В некоторых губерниях России Д.-перво — годки в пасхальную неделю поднимались на колокольню, всех оповещая звоном о своей готовности к браку.
Девочка, переступившая пору девичества, заметно изменялась внешне. Прежде всего, менялся ее костюм (см. Девичий наряд). В ее распоряжении было несколько праздничных костюмов из дорогой ткани и несколько головных уборов, золотошвейные или парчовые платки, шуба, украшения. Д. выделялась прической — заплетала волосы в одну косу, Спускавшуюся по спине, и украшала ее в праздник лентами И косниками. Она отличалась обилием косметики на лице: белилась и румянилась, чернила брови. В старинной песне о девушке говорится: «Она белится, румянится, хорошо наряжается». Поведение Д. также становилось другим. Окружающие требовали от нее степенности, величавости, приветливости и почтительности. Д. должна была первая поклониться встреченному на пути старшему (по возрасту), при встрече с ровесниками поприветствовать их, поговорить, похвалить одежду.
Девичество рассматривалось как вступление в новую, «вольную жизнь», яркую, чистую, свободную и радостную:
Ах ты воля ты воля батюшкина, Ах ты нега ты нега матушкина! Я у батюшки жила-красовалася, Я у матушки жила во своей воле. Поутру раным-раненько не вставала, И я ранних петухов, млата, не слушала; А умыв руки, садилась за дубовый стол, Со батюшкой, со матушкой хлеб-соль кушати…
Основной задачей, которую общество ставило перед Д., был поиск брачного партнера. Русские люди говорили: «Все девушки от мала до велика сватов ждут»; «Парень женится, когда захочет, а девка выходит замуж, когда ей суждено». Принято было считать, что брак — необходимое условие существования человека на земле, он был установлен самим Богом для того, чтобы люди могли «плодиться, размножаться, наполнять землю и обладать ею». Если Д. не смогла выйти замуж, то утверждали, что она «не познала жизни», то есть не выполнила своего предназначения на земле.
Д. в брачном возрасте нужно обладать определенным набором качеств, которые делали ее желанной как для парней, Так и для их родителей. По мнению деревенского сообщества, она прежде всего должна быть нравственного поведения: блюсти свою честь, обладать чувством собственного достоинства, быть учтивой к людям, скромной, сдержанной, почтительной к старшим. В то же время ее хотели видеть веселой и радостной, полной жизни. Трудолюбие также оценивалось как неоспоримое достоинство Д. Мать, подыскивая сыну жену, а себе невестку, говорила: «Нать, чтоб была и пряха, и ткея, и жнея, и в дому обиходна, и к людям уцлива, и тебе повинна, и мне починна». В молодежной среде, естественно, имела значение и физическая привлекательность Д. Особенно ценились светловолосые и белокожие, румяные, чернобровые, статные. В свадебных песнях Д. описывается так:
Да Анна, да Анна Васильевна, Васильевна, Она тонёхонька, она тонёхонька, Да высокохонька, да высокохонька, Лицушком, лицушком Да красивёхонька, да красивёхонька, Беленьким, беленьким Да румянёхонька, да румянёхонька, Ясные очи, ясные очи Яснее сокола, яснее сокола, Брови черные, брови черные Да чернее соболя, да чернее соболя, Ягодницы, ягодницы
Да бысть как маковицы, да бысть как маковицы, Походка у ей, походка у ей Да все павина, да все павина, Слова-речи ее, слова-речи ее Да все повинны, да все повинны.
Старшее поколение говорило, что Д. должна быть не столько красива: «Нам с лица не воду пить и с корявой можно жить», сколько «здорова и тельна». Присутствие у Д. таких качеств позволяло предполагать, что она будет ласковой, работящей женой, доброй матерью, приветливой невесткой и что ее приход в семью мужа не нарушит гармонии сложившихся в ней отношений и равновесия в трудовой деятельности. Кроме личных качеств для Д. необходим и «хороший корень», то есть происхождение из хорошей семьи. По народным представлениям, считалось, что «яблоко от яблони недалеко падает», а также что «У добрых отцей, у добрых отцей / Сыновья были добры, сыновья были добры, / У хороших матерей, у хороших матерей / Дочери хороши, дочери хороши» (3, с. 377). Принадлежность Д. к семье, доказавшей на протяжении нескольких поколений свои положительные свойства, позволяла надеяться, что в дом придет физически и нравственно здоровая невестка продолжательница «рода-племени».
Деревенское сообщество старалось предоставить Д. возможность своевременно реализовать свои брачные возможности. Девица «в самой поре», в «самой красной жире» обязана была большую часть времени, свободного от работы, проводить в развлечениях: посещать гулянья, посиделки, святочные игрища, праздничные вечорки. На них Д. встречались с парнями своего селения, вступали с ними в любовную игру, подбирали брачную пару. Община открывала перед Д. также возможность знакомства и с потенциальными женихами из других селений. Во многих местностях России Д. на выданье отправляли в гости на храмовый праздник в отдаленные села. Там они считались почетными гостями, пользовались повышенным вниманием местных парней. Уезжая, приглашали в свое село на праздник местных девушек, обещая им хороший прием.
Отказ от участия в молодежных развлечениях не одобрялся, вызывал удивление и резкое осуждение как в молодежном кругу, так и среди лиц старшего поколения. Считали, что такое «неправильное» поведение Д. навлечет на всю молодежь деревни Божий гнев, а сама она будет наказана безбрачием, ранним вдовством или бесплодием.
Деревенский обычай требовал, чтобы каждая Д. брачного возраста имела своего постоянного «игралыцика» (или беседника, почетника, дролю, миленка). К этому благожелательно относились и родители. Д., в силу каких-либо причин не сумевшая найти себе пару, считалась «непутной», получала обидное прозвище, ей трудно было потом выйти замуж. «Игралыцик» становился партнером Д. в играх, хороводах, плясках, в случае необходимости защищал ее, дарил подарки, провожал домой. Д. полагалось быть верной своему «игралыцику», оказывать ему знаки внимания, «играть только с ним», не изменять с другими парнями. Парень также должен быть верным своей «любушке». Если парень изменял ей, она старалась вернуть его всеми возможными способами, в том числе и с помощью заговоров. Неверность Д. не одобрялась, особенно сурово относились к тем, что, как говорилось, «бросались от одного к другому».
Отношения между Д. и парнем были достаточно вольными, особенно на посиделках и летних гуляньях. Она могла позволить парню сесть к себе на колени, обнять и поцеловать. В некоторых деревнях после посиделок устраивались совместные ночевки парней и Д. Однако, по общему мнению, любовная игра не должна была заходить слишком далеко. Д. полагалось «блюсти себя», сохранять свое «честное имя», чтобы не прослыть в молодежной среде «совсем заблудящейся», и, разумеется, не утратить девственности До свадьбы. Д., поведение которой не соответствовало общепринятым нормам, наказывалась насмешками, общим презрением, изгнанием с посиделок и гуляний. А родившая ребенка вне брака — «покрытка», «накрытка», «ребятница», «богданиха» — подвергалась резкому осуждению, а иногда и строго наказывалась.
Ориентация Д. на будущее замужество определяла и некоторые стороны их образа жизни. Они много времени проводили за гаданиями о «суженом-ряженом», особенно в Святки (время с Рождества Христова до Крещения Господня), когда празднуется начало нового солнечного года, и, по поверью, открывается будущее. Гадали также в Семик-Троицу, в Аграфену Купальницу (23 июня / 6 июля), в ночь на Ивана Купала (24 июня / 7 июля), в Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября) и в другие дни народного календаря. Д. знали многие магические приемы и использовали их для привлечения к себе парней. Стремление к замужеству заставляло их обращаться за помощью к православным святым, прибегать к магии. Считали, что особенно действенна их помощь была в праздники так называемой «девичьей поры», «девичьей воли». Это Семик, справлявшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи, Св. Троица — седьмое воскресенье после Пасхи, день Аграфены Купальницы (23 июня / 6 июля):
У нас, у девушек, У нас, у красных, В году три праздничка: Семик да Троица, А третий — Купалица.
Кроме того, молитвы Д. о замужестве раздавались в так называемые девичьи дни народного календаря. В Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября) девушки просили: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». Полагали, что прочитанная в этот день дома или в церкви молитва является «заклятием на брак». Замужество считалось обеспеченым, если Д. заказывали молебен о браке в осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери (22 октября / 4 ноября), в день Параскевы Пятницы (28 октября / 10 ноября), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря). В день Параскевы Пятницы девушки просили: «Матушка Прасковея, дай мне мужа поскорее», а во Введение: «Мать Введение, введи меня на чужую сторонушку».
Д. принимали участие в трудовой и обрядовой жизни русской деревни. Они были основной рабочей силой во время жатвы (жали колосья и вязали снопы), а также при уборке овощей, в обработке льна. Они работали на сенокосе, сгребая в копны высушенное сено, помогали женщинам в уходе за скотом, пряли, ткали, шили одежду, вязали, вышивали.
Участие Д. в обрядах годового цикла и в окказиональных обрядах имело свои специфические черты. Они привлекались к исполнению таких действий, которые символизировали чистоту, безгрешность, девственность. Так, Д. участвовали в очистительном обряде опахивания села во время эпизоотии скота. Одетые в белые рубахи, с распущенными волосами, они прокладывали сохой борозду вокруг села, для того чтобы через нее не перешла Коровья смерть. В некоторых деревнях существовало поверье, что безгрешная Д. может помочь при трудных родах. Для этого ей надо было только переступить через роженицу или сходить за священником.
Кроме того, девушки были главными участницами обрядов, которые должны были способствовать, по древним мифологическим представлениям, браку Матери-земли с солнцем и рождению ею урожая. Такие обряды проводились в весенне-летний период и приурочивались к Вознесению,
Семику-Троице и Иванову дню. По народным представлениям, этот брак должен был произойти в Иванов день — день летнего солнцеворота. В Вознесение, Семик, Троицу Д. вместе с парнями ходили в поля, где колосилась рожь, устраивали трапезу в складчину, гуляли иногда до утра, пели, веселились. В Троицу празднества проводились вокруг березы, которая осмыслялась как символ Д.
Литература:
1. Бернштам Т. А.. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб., 2000; 3. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991; 4. Зырянов И. В. Чердынская свадьба. Пермь, 1969; 5. Кабакова Г. И. Возраст. Девушка // Славянские древности; Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого: В 2 т. М„ 1995—1999; 6. Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001; 7. Мазалова Н. Е, Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 8. Можаровский А. Ф. Свадебные песни Казанской губернии // Этнографическое обозрение. 1907. № 1—2.
И. Шангина