ДЕВИЧИЙ НАРЯД (ВЫРЯД, СНАРЯДА. ОБРЯДА. ОКРУТА, ПОКРЫТА, СДОБА)
Костюм девушки.
На протяжении нескольких столетий крестьянские девушки в будни и праздники носили традиционный костюм и только в последней трети XIX в. стали отдавать предпочтение костюму европейского типа. Основу традиционной одежды составляла длинная рубаха с круглым воротом по шее, без воротника или со стоячим воротничком, с рукавами до запястья или локтя. Для крестьянских девушек из южных губерний Европейской России она долгое время была не только домашней, но и уличной летней одеждой. Девушка носила обычно две рубахи: нижнюю и верхнюю, фиксируя талию пояском. Верхнюю часть рубахи подвязывали с напуском (или пазухой), служившим карманом.
В северных, центральных, поволжских губерниях Европейской России, а также в Сибири рубаха обычно надевалась с сарафаном — длинной одеждой на лямках — или юбкой. В казачьих станицах Дона поверх рубахи полагалось носить кубелек — сшитое в талию платье с длинными рукавами и круглым воротом.
Головной убор девушки представлял собой широкий обруч из нескольких слоев проклеенного холста, бересты или картона, обтянутых тканью, его орнаментировали вышивкой, позументом, лентами, бисером, жемчугом. Он надевался на лоб таким образом, чтобы макушка оставалась открытой. Волосы заплетали в одну косу, которая спускалась по спине. Верхней одеждой весной и осенью служил суконный кафтан, надевавшийся с шерстяным платком, а зимой — овчинная шуба с меховой шапкой и шалью.
В будние дни девушки одевались «по-простому»: рубаха из белого, довольно грубого холста, почти без вышивки, сарафан (там, где его носили) из пестряди — холщовой ткани в мелкую красно-бело-синюю клетку, поясок, передник, завязывавшийся над грудью, ноги обували в лапти, на голове носили сложенный лентой платок. Единственное требование, которое предъявлялось к будничной одежде девушки, — опрятность.
В праздничный день девушка должна быть нарядной. Костюм, в котором она появлялась на людях, включал в себя большее количество предметов, чем будничный. В северных, центральных, поволжских губерниях Европейской России девушка, собираясь на гулянье, надевала на себя кроме рубахи, сарафана и пояса еще душегрею — короткую кофточку на лямках или шугай — короткую одежду с длинными, зауженными к запястью рукавами. На голову — праздничный венец (повязку, головодец, почелок и т. п.), на плечи — один или несколько платков, на руки — длинные перчатки — митенки («накулачники»), на ноги — кожаные башмаки — «коты» или туфли на кожаной подошве с парчовым верхом: «парижки», а также сапожки, «полсапожки» на шнуровке.
В южных губерниях Европейской России девушки надевали несколько белых рубах, поверх них сарафан или кос — толан (шушун, шушпан), который представлял собой нагрудную одежду туникообразного покроя, распашную, с длинными или короткими рукавами и разрезом спереди. В качестве праздничных головных уборов здесь носили свернутые лентой платки, головные полотенца, украшенные бисерными поднизями, перьями, искусственными цветами и лентами. Обувью служили коты или нарядные узорные лапти, которые надевались с белыми толстыми чулками.
Все предметы, входившие в состав праздничного костюма, изготавливались из дорогих и ярких тканей, по возможности фабричного производства. Для рубах использовалась льняная кисея, коленкор, миткаль, ситец или штофный шелк. Сарафаны, душегреи, шугаи шились из яркого штофного шелка, муара, парчи, бархата, плиса, тонкой шерсти. Белые рубахи и нагрудники украшались на груди, плечах, концах рукавов и по подолу красным узором, лентами, тесьмой, канителью и блестками. Головные уборы расшивались бисером, жемчугом, украшались цатами — брошками со вставками цветного стекла, птичьими перьями, гарусными помпонами, искусственными цветами.
Костюм девушки включал также множество украшений из серебра, жемчуга, цветного бисера, стекла, лент, искусственных цветов и птичьих перьев. В ушах носили серьги, на шее — ожерелья, бусы, цепочки, бисерные гайтаны, на руках — браслеты и кольца. Особенно красиво оформлялась коса, которую плели в шесть, восемь, двенадцать прядей, благодаря чему она казалась плоской и широкой. В нее вплетали тесьму, ленты, завершали косу косником — украшением из картона или бересты, обшитым дорогой тканью и украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом. Девушки дополняли свой костюм зеркальцем на цепочке, карманчиками, привязанными к поясу, а также ширинками — вышитыми квадратными платками.
Праздничные традиционные наряды соответствовали представлениям русского народа о красоте девушки. В старинном костюме девушка казалась величавой, спокойной, «душой, красной девицей, лебедью белою». В последней четверти XIX в. многие девушки из богатых торговых сел и пригородных слобод стали постепенно в качестве праздничного костюма перенимать европейские образцы. Один из этнографов конца XIX в. писал, что в Олонецкой губ. «во многих местностях, особенно в Вытегорском уезде и близ города Каргополя, появляются совершенно городские костюмы: девушки носят платья, сшитые иногда даже по журнальным картинкам («блюзы» и «принцессы»), иногда носят даже шляпки и зонтики» (4, с. 26). В Холмогорском у. Архангельской губ. девушки, по словам краеведа А. Н. Грандиевского, на праздник «непременно облачаются в несколько юбок и кофт, сверху одевают пальто, на руки — перчатки, на ноги — ботинки и непременно резиновые голоши, через руки перекидывают большой платок, берут сверху того маленький, а летом вооружаются зонтиками и парусолями». Распространение среди девушек одежды европейского типа не означало полного отказа от традиционного костюма. В большинстве сел в главные праздники народного календаря: Рождество и Крещение, в Пасху и всю Светлую неделю девушки были одеты в «одежду прадедов».
Проблема девичьего наряда была одной из самых сложных для семьи. «Курицу не накормить — девицу не нарядить», — говорится в старинной пословице. Обычай требовал, чтобы гардероб девушки брачного возраста состоял из нескольких полных костюмов, нескольких головных уборов и пар обуви. На каждый праздник, каждое гулянье девушке полагалось появляться в новом наряде. Наличие только одного праздничного платья рассматривалось как большое несчастье не только самой девушкой, но и ее матерью. Для
Матери считалось позором услышать, что у дочки «на все праздники один сарафан заведен». На молодежных гуляньях успехом пользовались в первую очередь хорошо одетые девушки, которых называли «славутницами», «бархатницами». Девушке, не имевшей нарядной одежды, трудно было на гулянье или посиделке найти себе «почётника», «дролю».
Семья старалась одеть дочь брачного возраста получше, чтобы «не стыдно было перед людьми», «не хуже других». Одежду начинали готовить заранее, когда девочка еще только начинала «яриться», то есть взрослеть, хорошеть. На одежду для девушки зарабатывала мать, продавая овощи, холсты, ягоды. Девочки нанимались на работу в няньки, став взрослее, работали по найму на сенокосе и жатве. Нарядный праздничный костюм, требовавшийся дочери брачного возраста, обходился родителям довольно дорого. В 1860— 1870-е гг., например, только на покупку штофного сарафана, кисейной рубахи и головной парчовой повязки необходимо было двадцать пять рублей. На эти деньги можно было купить хорошую корову и жеребенка. В то же время заработок девушки на сенокосе обычно не превышал пяти рублей. Высокая стоимость праздничных костюмов заставляла людей относиться к ним очень бережно. Они передавались из поколения в поколение и рассматривались как нетленная семейная ценность, разумное вложение денег.
Литература:
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX веков // Вос — точно-славянский этнографический сборник. М., 1956; 3. Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. М., 1984; 4. Миллер В. Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея. М, 1983. Т. 3; 5. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 1998; 6. Шангина И. И. Молодежный костюм Русского Севера (конец XVTII — начало XX в.) // Народный костюм и современная молодежная мода. Архангельск, 1999; 7. Шангина И. И. Женская и девичья одежда Холмогорского края в XIX веке (по данным письменных источников и коллекций Государственного музея этнографии народов СССР) // Холмогоры — центр художественной культуры Русского Севера. Архангельск, 1987; 8. Архив РГО, разр. 2, д. 64.
И. Шангина