Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ДЕВИЧИЙ НАРЯД (ВЫРЯД, СНАРЯДА. ОБРЯДА. ОКРУТА, ПОКРЫТА, СДОБА)

ДЕВИЧИЙ НАРЯД (ВЫРЯД, СНАРЯДА. ОБРЯДА. ОКРУТА, ПОКРЫТА, СДОБА)

Костюм девушки.

На протяжении нескольких столетий крестьянские де­вушки в будни и праздники носили традиционный костюм и только в последней трети XIX в. стали отдавать предпо­чтение костюму европейского типа. Основу традиционной одежды составляла длинная рубаха с круглым воротом по шее, без воротника или со стоячим воротничком, с рука­вами до запястья или локтя. Для крестьянских девушек из южных губерний Европейской России она долгое время была не только домашней, но и уличной летней одеждой. Девушка носила обычно две рубахи: нижнюю и верхнюю, фиксируя талию пояском. Верхнюю часть рубахи подвязы­вали с напуском (или пазухой), служившим карманом.

В северных, центральных, поволжских губерниях Евро­пейской России, а также в Сибири рубаха обычно надева­лась с сарафаном — длинной одеждой на лямках — или юбкой. В казачьих станицах Дона поверх рубахи полагалось носить кубелек — сшитое в талию платье с длинными рука­вами и круглым воротом.

Головной убор девушки представлял собой широкий обруч из нескольких слоев проклеенного холста, бересты или картона, обтянутых тканью, его орнаментировали вы­шивкой, позументом, лентами, бисером, жемчугом. Он на­девался на лоб таким образом, чтобы макушка оставалась открытой. Волосы заплетали в одну косу, которая спускалась по спине. Верхней одеждой весной и осенью служил сукон­ный кафтан, надевавшийся с шерстяным платком, а зи­мой — овчинная шуба с меховой шапкой и шалью.

В будние дни девушки одевались «по-простому»: рубаха из белого, довольно грубого холста, почти без вышивки, са­рафан (там, где его носили) из пестряди — холщовой ткани в мелкую красно-бело-синюю клетку, поясок, передник, за­вязывавшийся над грудью, ноги обували в лапти, на голове носили сложенный лентой платок. Единственное требование, которое предъявлялось к будничной одежде девушки, — опрятность.

В праздничный день девушка должна быть нарядной. Костюм, в котором она появлялась на людях, включал в себя большее количество предметов, чем будничный. В северных, центральных, поволжских губерниях Европейской России девушка, собираясь на гулянье, надевала на себя кроме ру­бахи, сарафана и пояса еще душегрею — короткую кофточ­ку на лямках или шугай — короткую одежду с длинными, зауженными к запястью рукавами. На голову — празднич­ный венец (повязку, головодец, почелок и т. п.), на плечи — один или несколько платков, на руки — длинные перчатки — митенки («накулачники»), на ноги — кожаные башмаки — «коты» или туфли на кожаной подошве с парчовым верхом: «парижки», а также сапожки, «полсапожки» на шнуровке.

В южных губерниях Европейской России девушки наде­вали несколько белых рубах, поверх них сарафан или кос — толан (шушун, шушпан), который представлял собой нагруд­ную одежду туникообразного покроя, распашную, с длинны­ми или короткими рукавами и разрезом спереди. В качестве праздничных головных уборов здесь носили свернутые лен­той платки, головные полотенца, украшенные бисерными поднизями, перьями, искусственными цветами и лентами. Обувью служили коты или нарядные узорные лапти, кото­рые надевались с белыми толстыми чулками.

Все предметы, входившие в состав праздничного костю­ма, изготавливались из дорогих и ярких тканей, по возмож­ности фабричного производства. Для рубах использовалась льняная кисея, коленкор, миткаль, ситец или штофный шелк. Сарафаны, душегреи, шугаи шились из яркого штоф­ного шелка, муара, парчи, бархата, плиса, тонкой шерсти. Белые рубахи и нагрудники украшались на груди, плечах, концах рукавов и по подолу красным узором, лентами, тесь­мой, канителью и блестками. Головные уборы расшивались бисером, жемчугом, украшались цатами — брошками со вставками цветного стекла, птичьими перьями, гарусными помпонами, искусственными цветами.

Костюм девушки включал также множество украшений из серебра, жемчуга, цветного бисера, стекла, лент, искусст­венных цветов и птичьих перьев. В ушах носили серьги, на шее — ожерелья, бусы, цепочки, бисерные гайтаны, на руках — браслеты и кольца. Особенно красиво оформлялась коса, которую плели в шесть, восемь, двенадцать прядей, благодаря чему она казалась плоской и широкой. В нее вплетали тесьму, ленты, завершали косу косником — укра­шением из картона или бересты, обшитым дорогой тканью и украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом. Девушки дополняли свой костюм зеркальцем на цепочке, карманчиками, привязанными к поясу, а также ширинка­ми — вышитыми квадратными платками.

Праздничные традиционные наряды соответствовали представлениям русского народа о красоте девушки. В ста­ринном костюме девушка казалась величавой, спокойной, «душой, красной девицей, лебедью белою». В последней чет­верти XIX в. многие девушки из богатых торговых сел и пригородных слобод стали постепенно в качестве празднич­ного костюма перенимать европейские образцы. Один из эт­нографов конца XIX в. писал, что в Олонецкой губ. «во мно­гих местностях, особенно в Вытегорском уезде и близ горо­да Каргополя, появляются совершенно городские костюмы: девушки носят платья, сшитые иногда даже по журнальным картинкам («блюзы» и «принцессы»), иногда носят даже шляпки и зонтики» (4, с. 26). В Холмогорском у. Архангель­ской губ. девушки, по словам краеведа А. Н. Грандиевского, на праздник «непременно облачаются в несколько юбок и кофт, сверху одевают пальто, на руки — перчатки, на ноги — ботинки и непременно резиновые голоши, через руки перекидывают большой платок, берут сверху того ма­ленький, а летом вооружаются зонтиками и парусолями». Распространение среди девушек одежды европейского типа не означало полного отказа от традиционного костюма. В большинстве сел в главные праздники народного календа­ря: Рождество и Крещение, в Пасху и всю Светлую неделю девушки были одеты в «одежду прадедов».

Проблема девичьего наряда была одной из самых слож­ных для семьи. «Курицу не накормить — девицу не наря­дить», — говорится в старинной пословице. Обычай требо­вал, чтобы гардероб девушки брачного возраста состоял из нескольких полных костюмов, нескольких головных уборов и пар обуви. На каждый праздник, каждое гулянье девуш­ке полагалось появляться в новом наряде. Наличие только одного праздничного платья рассматривалось как большое несчастье не только самой девушкой, но и ее матерью. Для

Матери считалось позором услышать, что у дочки «на все праздники один сарафан заведен». На молодежных гуляньях успехом пользовались в первую очередь хорошо одетые де­вушки, которых называли «славутницами», «бархатницами». Девушке, не имевшей нарядной одежды, трудно было на гулянье или посиделке найти себе «почётника», «дролю».

Семья старалась одеть дочь брачного возраста получше, чтобы «не стыдно было перед людьми», «не хуже других». Одежду начинали готовить заранее, когда девочка еще только начинала «яриться», то есть взрослеть, хорошеть. На одежду для девушки зарабатывала мать, продавая овощи, холсты, ягоды. Девочки нанимались на работу в няньки, став взрослее, работали по найму на сенокосе и жатве. Наряд­ный праздничный костюм, требовавшийся дочери брачного возраста, обходился родителям довольно дорого. В 1860— 1870-е гг., например, только на покупку штофного сарафана, кисейной рубахи и головной парчовой повязки необходимо было двадцать пять рублей. На эти деньги можно было ку­пить хорошую корову и жеребенка. В то же время зарабо­ток девушки на сенокосе обычно не превышал пяти рублей. Высокая стоимость праздничных костюмов заставляла людей относиться к ним очень бережно. Они передавались из поколения в поколение и рассматривались как нетленная семейная ценность, разумное вложение денег.

Литература:

1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общи­ны XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX веков // Вос — точно-славянский этнографический сборник. М., 1956; 3. Масло­ва Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. М., 1984; 4. Миллер В. Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографиче­ского музея. М, 1983. Т. 3; 5. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 1998; 6. Шангина И. И. Молодежный костюм Русского Севера (конец XVTII — начало XX в.) // Народный костюм и современная молодежная мода. Ар­хангельск, 1999; 7. Шангина И. И. Женская и девичья одежда Хол­могорского края в XIX веке (по данным письменных источников и коллекций Государственного музея этнографии народов СССР) // Холмогоры — центр художественной культуры Русского Севера. Архангельск, 1987; 8. Архив РГО, разр. 2, д. 64.

И. Шангина

Комментировать