Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ЧЕРНИЧКА (БОГОМОЛКА, КЕЛЕЙНИЦА, МОНАШКА)

ЧЕРНИЧКА (БОГОМОЛКА, КЕЛЕЙНИЦА, МОНАШКА)

В сельской общине девушка, добровольно посвятившая себя безбрачию, служению Богу в мирской среде.

Девушка становилась Ч. в случае особой набожности, а также по обету, данному ею или ее родителями. Она объ­являла о нежелании выходить замуж сразу по достижению брачного возраста, не дожидаясь окончания этого периода. Далее Ч. старалась вести замкнутый образ жизни, не наря­жалась, не ходила на гулянья, не вступала в разговоры о замужестве. В Орловской губ., когда девушка сообщала о нежелании вступать в брак, то есть объявляла себя Ч., то раздавала все девичьи наряды, особенно красного цвета. В ее доме на стол ставили ковригу хлеба с солонкой и про­щались с ней, «как с покойником, с плачем и с причита­ниями». Во время прощания с отцом, матерью и родней она оплакивала — «обголашивала» — свои девичьи наряды. Простившись с нарядами, смывала с себя все девичьи при­красы (белила, румяна и т. п.) и надевала старушечью одеж­ду, остригала косу, укладывала ее сначала на стол, а затем, связав узлом, убирала на божницу. При этом произносила: «Как волосы не срастутся, так я не вернусь в девичью жизнь».

В семье, где были женатые сыновья с детьми, старой деве строили отдельное небольшое помещение для жилья где-ни — будь на заднем дворе, на окраине огорода, называя его кельей, выделяли ей седьмую часть из общего имущества. Сюда входили одежда, полотно, домашняя утварь, зерно. Расположение кельи способствовало молитвам, стены ее были увешаны образами, здесь Ч. питалась только постной пищей, отдельно от своего семейства.

Ч., которых в деревне могло быть несколько, зарабаты­вали себе на жизнь сами, выполняя в общине обряды, свя­занные с похоронами и поминками. Их приглашали «читать по покойникам» Псалтырь, «стоять ночью». Считалось, что они хорошо знали все обряды, связанные с погребением. В благодарность их одаривали одеждой, полотном, продук­тами. Кроме того, Ч. участвовали в уборке и обработке льна. Эта работа также оплачивалась натуральными продуктами.

В дополнение к этому Ч.-келейницы были активными прихожанками и помогали во время церковных служб. По народным представлениям, Ч., хорошо знающие молитвы, силой «Божьего слова» могли излечивать кликуш. Грамотные Ч. могли обучать деревенских детей чтению.

В русской деревне Ч. пользовались особым почетом и уважением, в отличие от старых дев, не объявлявших о своем нежелании выходить замуж. И в современной воро­нежской деревне Ч., называемые здесь «монашками», выде­ляются среди остального женского населения. К ним отно­сятся почтительно, всегда приглашают в дом читать Псал­тырь по умершему, отмечать полгода и годовщину смерти. Сейчас они активные члены церковного прихода, самую уважаемую из них могут выбрать церковным старостой. Отличие современных монашек состоит в том, что они не являются старыми девами, а только «богомольными», ува­жаемыми сельчанками. Пожилые женщины всегда указы­вают на то, что сейчас монашки «не настоящие», имея в виду, что ими становятся вдовы, а подчас и замужние женщины.

Литература:

1. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 1114, л. 40—41.

Н. Прокопъева


Ш

Комментировать