ЧЕРНИЧКА (БОГОМОЛКА, КЕЛЕЙНИЦА, МОНАШКА)
В сельской общине девушка, добровольно посвятившая себя безбрачию, служению Богу в мирской среде.
Девушка становилась Ч. в случае особой набожности, а также по обету, данному ею или ее родителями. Она объявляла о нежелании выходить замуж сразу по достижению брачного возраста, не дожидаясь окончания этого периода. Далее Ч. старалась вести замкнутый образ жизни, не наряжалась, не ходила на гулянья, не вступала в разговоры о замужестве. В Орловской губ., когда девушка сообщала о нежелании вступать в брак, то есть объявляла себя Ч., то раздавала все девичьи наряды, особенно красного цвета. В ее доме на стол ставили ковригу хлеба с солонкой и прощались с ней, «как с покойником, с плачем и с причитаниями». Во время прощания с отцом, матерью и родней она оплакивала — «обголашивала» — свои девичьи наряды. Простившись с нарядами, смывала с себя все девичьи прикрасы (белила, румяна и т. п.) и надевала старушечью одежду, остригала косу, укладывала ее сначала на стол, а затем, связав узлом, убирала на божницу. При этом произносила: «Как волосы не срастутся, так я не вернусь в девичью жизнь».
В семье, где были женатые сыновья с детьми, старой деве строили отдельное небольшое помещение для жилья где-ни — будь на заднем дворе, на окраине огорода, называя его кельей, выделяли ей седьмую часть из общего имущества. Сюда входили одежда, полотно, домашняя утварь, зерно. Расположение кельи способствовало молитвам, стены ее были увешаны образами, здесь Ч. питалась только постной пищей, отдельно от своего семейства.
Ч., которых в деревне могло быть несколько, зарабатывали себе на жизнь сами, выполняя в общине обряды, связанные с похоронами и поминками. Их приглашали «читать по покойникам» Псалтырь, «стоять ночью». Считалось, что они хорошо знали все обряды, связанные с погребением. В благодарность их одаривали одеждой, полотном, продуктами. Кроме того, Ч. участвовали в уборке и обработке льна. Эта работа также оплачивалась натуральными продуктами.
В дополнение к этому Ч.-келейницы были активными прихожанками и помогали во время церковных служб. По народным представлениям, Ч., хорошо знающие молитвы, силой «Божьего слова» могли излечивать кликуш. Грамотные Ч. могли обучать деревенских детей чтению.
В русской деревне Ч. пользовались особым почетом и уважением, в отличие от старых дев, не объявлявших о своем нежелании выходить замуж. И в современной воронежской деревне Ч., называемые здесь «монашками», выделяются среди остального женского населения. К ним относятся почтительно, всегда приглашают в дом читать Псалтырь по умершему, отмечать полгода и годовщину смерти. Сейчас они активные члены церковного прихода, самую уважаемую из них могут выбрать церковным старостой. Отличие современных монашек состоит в том, что они не являются старыми девами, а только «богомольными», уважаемыми сельчанками. Пожилые женщины всегда указывают на то, что сейчас монашки «не настоящие», имея в виду, что ими становятся вдовы, а подчас и замужние женщины.
1. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 1114, л. 40—41.
Н. Прокопъева