БРАТЧИНА
(БРАТОВЩИНА, БРАТОВЩИНОК, КАНУН, МОЛЬБА, ССЫПКА, ССЫПЩИНА). 1. Совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся в складчину, общинный праздничный пир.
Б. проводилась ежегодно, обычно в дни памяти святых покровителей деревни. Ими могли быть как святые, почитаемые по всей России, такие как Николай Угодник, Илья Пророк, св. Георгий Победоносец, так и местночти — мые: св. Иннокентий Иркутский в Енисейской губ., св. Нил Столбенский, св. Сергий Радонежский — в центральных губерниях Европейской России, св. Никандр Порховский в Псковской губ., св. Зосима и Савватий — в Архангельской губ. и т. п. Б. в память святых покровителей часто назывались по их имени: «николыцина», «егорьевская», «ма — карьевская», «Михайловская», «петровская», «власьевская». Во многих деревнях России Б. могли собираться в двунадесятые праздники, а также в престольные и заветные. Кроме того, Б. устраивали по обету общины в благодарность Богу за избавление от несчастий, болезней. В этом случае она называлась «молебной». В южных губерниях Европейской России Б. могли проводиться в дни закладки сельского храма или его освящения.
Организация любой Б. рассматривалась как дань благодарности святому за его покровительство и обретение дальнейшей помощи и заботы, а также как форма чествования его имени.
Б. начиналась с молебна в часовне или в храме, на который обязательно собирались все члены деревенской общины. В летнее время молебен мог проводиться также и на полях: из часовни выносилась икона святого покровителя, торжественно проносилась через всю деревню и устанавливалась на столике у поля. При желании любой житель деревни мог договориться со священником о молебне в своем доме. После этого устраивался пир, который проходил в летнее время на улице около церкви, а в зимнее — в доме священника, дьячка или церковного старосты. Если Б. проводилась по обету, то пиршество могло устраиваться у обетного креста, около священного дерева или у источника, почитавшегося святым. Праздник заканчивался всеобщим весельем, ночным гуляньем парней и девушек.
Характерной чертой Б. была коллективная подготовка трапезы, наличие на столах ритуальных кушаний, деятельное участие в празднестве церковного причта, обязательность присутствия всех полноправных членов общины. Накануне Б. каждый член общины должен был внести в празднество «ссыпь», то есть свою долю продуктов или денег.
Ритуальным напитком Б. было пиво, а кушаньем — мясо или каша. Для варки пива за неделю-полторы до праздника собирали по всей деревне рожь, ячмень или уже готовый солод, покупали на общинные деньги хмель. Приготовлением пива занимались женатые мужчины, славящиеся
В деревне как хорошие пивовары. Обычно это происходило в присутствии зрителей в определенном месте: на деревенской улице, за околицей деревни, на берегу реки, озера или в специально построенной для этой цели общественной пивоварне.
Главным ритуальным блюдом Б. на Русском Севере было мясо барана или быка. Животное покупали на деньги общинников или откармливали за счет всей общины специально к пиру. В некоторых случаях использовалось так называемое завечённое животное — принесенное в качестве обета святому покровителю людьми, которые рассчитывали на его особую милость, чтобы излечиться от болезней, от бесплодия, а также надеясь улучшить свое благосостояние. Быка или барана закалывали накануне пиршества и варили в общем котле на костре.
На некоторых Б. ритуальным блюдом была каша, сваренная из круп, собранных со всей деревни, или огромный каравай, который выпекался сообща, как говорили русские крестьяне, «всем миром». Каравай во время пиршества резали на равные части, по числу дворов, принимавших в нем участие.
Следует отметить, что часть мяса, зерна, собранного для каравая, крупы для каши, а также часть пива жертвовались церкви. В некоторых деревнях вместо продуктов в церковь отдавались деньги, вырученные от продажи на Б. общественного пива, мяса, каши. В некоторых деревнях предназначенного для пиршества бычка предлагали купить всем желающим. Вырученные деньги отдавали в церковь, а бычка его новые владельцы жертвовали Б. В сибирских деревнях таким же образом продавали пиво, сваренное из солода и хмеля, собранного со всех домохозяев. Желающие выпить на пиру пива должны были положить на тарелку монетки. Деньги, вырученные на Б., «предназначались святому», то есть использовались для ремонта часовни его имени, церкви, на обновление икон, покупку свечей, лампадного масла и т. п.
Б. — явление очень древнее, они впервые упоминаются в письменных памятниках середины XII в., но, вероятно, существовали и в более раннее время. Письменные документы XII—XVII вв. позволяют говорить о том, что Б. были известны не только в сельской местности, но и в городах. Так же как и в более позднее время, Б. проходили около церкви или на монастырском дворе, представляли собой коллективное пиршество деревенских общинников или представителей той или иной городской корпорации, служили укреплению союза соседей-общинников, занятых одним делом, живущих на одной улице или в одной деревне.
Однако средневековые Б., в отличие от большинства деревенских братчин XIX в., ставили перед собой более широкие задачи. На пирах обсуждались и решались важные для всего коллектива дела, разбирались отношения с боярами, великокняжескими чиновниками, которые для этого специально приглашались на пир. Б. была своеобразным органом самоуправления со своим выборным старостой, имевшим довольно широкие полномочия. Он собирал Б., председательствовал на пиру, судил и наказывал провинившихся за пиршественным столом. Независимость Б. от чиновников и феодалов в решении жизненно важных для ее членов проблем утверждалась запретом на посещение братских пиров всех посторонних. Эти запреты были узаконены указами Великих князей, а позже царей. В уставных и жалованных разным волостям и селам грамотах XV— XVII вв. указывалось, что любых не званных на пир людей, будь то «тиуны и доводчики и иные люди наместничи или волостные люди кто ни буди, и мои Великого князя селчане и боярские люди и христиане и монастырьские», надо «высылать вон безпен — но» (1, с. 20). В других грамотах было записано на этот счет так: «…а на пиры и на братчины в их слободы не зван не ездит никто, а поедет на пиры и на братчины незван, а лучится туто какова гибель, и тому платити без суда и без исправы вдвое» (1, с. 21), то есть пришедший на пир незваным должен был заплатить за все беспорядки, которые могли произойти на пиру между хорошо подгулявшими людьми, двойную цену.
Средневековая Б. предполагала также различные увеселения для присутствовавших на ней мужчин. На Б. приглашались скоморохи, развлекавшие собравшихся песнями, музыкой, плясками, медвежьими потехами, выступлениями «ученых» собак, играми и представлениями в масках. К Б. обычно приурочивались кулачные бои. Все это, правда, активно запрещалось православной церковью. Патриарх Иоасаф в 1636 г. с осуждением писал, что на Б. «многие люди не токмо что младые, но и старые в толпы ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства» (1, с. 27).
Б., по мнению многих ученых, были пережитком древних общинных праздников, проходивших возле языческих святилищ. Общинники, обращаясь к богам с просьбой о благополучии, приносили им дары: мясо заколотых у жертвенника животных, кашу, хлеб, пиво, мед, — а затем устраивали пиршество во славу богов.
Принятие христианства на Руси в X в. и его последующее распространение по всей стране, казалось бы, должно было привести к полному отказу от языческой ритуальной формы. Однако этого не произошло. Языческий обряд жертвоприношений и возлияний в честь богов был перенесен на христианских святых, выбранных на роль покровителей деревень, городских кварталов, городов. Вместо языческого святилища пиршество стало проходить около церквей, часовен, в домах священников или церковных старост. Во время молебна произносились молитвы с просьбами о ниспослании благодати на общинников. Для святого покровителя приносились деньги, пиво, хлеб, мясо специально выкормленных и заколотых накануне или в день праздника животных, устраивалось пиршество.
2. Мужской праздник, носивший характер общественного пира, справлявшийся в некоторых деревнях северных губерний Европейской России, вариант средневековой Б. Проводился в летне-осенний период и обычно приурочивался к Петрову или Ильину дню, а также ко дням св. Мака — рия, св. Власия, св. Флора и Лавра и к зимнему дню св. Николая Чудотворца.
На Б. собирались женатые мужчины средних лет, полноправные члены общины, главы крестьянских семейств. Приход на празднество парней, молодоженов, стариков, а также женщин не допускался. Столь же категоричны были участники Б. по отношению к посторонним для деревенского сообщества мужчинам, пришедшим на Б. незваными, даже если это был помещик или волостной начальник. Характерной особенностью этого празднества была общая трапеза мужчин, на которую подавалось мясо заколотого в этот день быка или барана и коллективно сваренное пиво. Б. зачастую предварял молебен, отслуженный в поле, или общая молитва всех присутствовавших. За трапезой, как правило, велись серьезные разговоры, обсуждались важные вопросы деревенской жизни. Празднество, начавшееся днем, к вечеру превращалось в шумную попойку, сопровождавшуюся весельем, пением удалых песен, плясками, выкриками «многие лета».
Воспоминание о мужских Б., известных и в более раннее, чем XIX в., время, нашло свое отражение в произведениях русского фольклора, в частности в былинах о Василии Буслаеве. В былинах внимание акцентируется обычно на просьбе героя «принять в братчину», то есть позволить ему участвовать в общинном пире. Вот как об этом рассказывается в былине о Садко, узнавшем, что новгородцы собрались на Б.:
Те мужики Новгородские соходилися
На братчину Николыцину,
Начинают пить канун, пива ячныя,
И пришел туг к ним удалой добрый молодец,
Удалой молодец был Волгский сур,
Бьет челом, поклоняется:
«Ай и гой вы еси мужики Новгородские!
Примите меня во братчину Николыцину,
А я и вам сыпь плачу немалую».
А и те мужики Новгородские
Принимали его во братчину Николыцину,
Дал им молодец пятьдесят рублёв.
1. Попов А. Пиры и братчины // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М., 1854. Огд. 6. Кн. 2.
И. Шангина