БРАК
Социальный институт, оформляющий совместную жизнь Мужа и жены. По представлениям русских крестьян, Б. — это залог благосостояния, самостоятельности и значимости в общине. Во Владимирской губ. считали, что человек «должен тогда помереть спокойно, когда произведет подобного себе», и непременно в законном Б. На неженатого смотрели «отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением». По-видимому, в большинстве случаев при вступлении в Б. помимо главной цели — продолжения рода — немаловажным было экономическое соображение, которым руководствовались родители молодых: это, с одной стороны, стремление войти в зажиточную семью, с другой — получить лишние рабочие руки, а также «сбыть с рук детей, а с ними и ответственность». При выборе невесты главную роль играли ее красота, здоровье, работоспособность; в женихе ценились, прежде всего, его родство (происхождение и численность семьи), достаток, хозяйство, трудолюбие, трезвость.
Вступление в Б. означало повышение социального статуса, так как холостые люди не обладали правами в семье, а незамужние женщины практически не имели экономической самостоятельности. Поэтому бобыли по своему статусу нередко приравнивались к калекам, юродивым, одиноким Старикам.
Кроме того, Б., с точки зрения мифопоэтических представлений, был необходимым этапом, который должен пройти каждый человек. В некоторых локальных традициях в случае смерти девушки старались «достроить» ее жизненный путь. С этой целью устраивалась свадьба-похороны: умершую одевали, как невесту, обвязывали полотенцем, на средний палец правой руки надевали кольцо. Иногда для покойной избирался из числа холостых мужчин жених, который, соответственно одетый, следовал за гробом.
Средний брачный возраст для мужчин составлял 24— 25 лет, для девушек — 18—22 года. На Русском Севере в Б. вступали позже, например, верхняя граница брачного возраста для девушки могла достигать 28 лет. Хотя в 1830 г. Синодом официально был определен нижний возраст вступления в Б.: для девушки — 16 лет, для юноши — 18 лет, во многих районах совершались ранние Б., принимавшие неявные формы. Так, родители могли сосватать своих детей- подростков в 12—15 лет, а в 14—16 лет их объявляли женихом и невестой. Вероятно, относительно широкое распространение ранних Б. отражало архаичную традицию, закрепленную церковными предписаниями (до 1830 г.) отдавать девушку замуж в 13 лет, а юношу женить в 15 лет. Известны случаи, когда устраивали свадьбы подростков со всеми обрядами, кроме брачной ночи, правда жить они продолжали в домах своих родителей до наступления брачного возраста.
Нередко случались неравные Б., когда жена была значительно старше (на восемь — десять лет) мужа. Некоторые свидетельства говорят, что жена, бывало, «с печки снимала мужа, когда он уснет». Подобная практика обуславливалась экономическими и бытовыми соображениями: старались заполучить умелую работницу, избежать неугодного Б. или внебрачного ребенка.
В большинстве случаев преобладали законные Б., сложившиеся в результате исполнения сложных по структуре и семантике свадебных обрядов. В районах распространения старообрядчества формы Б. отличались от общераспространенных. Так, у старообрядцев поповского толка происходило Венчание со свадьбой, похожее на законный Б. «честью», но с более простой обрядовой стороной. У беспоповцев Б. происходил без венчания, но со всеми остальными обрядами. Кроме того, встречались тайные Б., без свадьбы — «самоходом», «самокруткой», «уводом», «уходом» (см. Самокрутка). Такие Б. практиковались не только молодыми, несогласными с родительской «волей», но иногда поощрялись и самими родителями, чтобы избежать расходов на свадьбу. После тайного венчания молодые обычно возвращались просить прощения у родителей. Общественное мнение, как правило, не одобряло такие формы Б., что косвенным образом отразилось в мифопоэтических представлениях крестьян Пензенской губ. о бесплодии супругов, «обвенчанных самоходкой», или рождении у них нежизнеспособных или уязвимых для «порчи» детей.
«Свернутыми» признавали так называемые кукушкины свадьбы, когда вдовец женился на вдове без исполнения специальных обрядовых действий. Иногда вся свадьба сводилась к небольшому угощению в доме жениха. Жениться можно было не менее чем через две недели после смерти супруги, выходить замуж — через шесть недель. Во Владимирской губ. второй Б. называли «хрустальным», так как считалось, что вторую жену больше берегут и жалеют. Всего же, по церковным предписаниям, вступать в Б. можно было не более трех раз. Хотя даже третий Б. воспринимался неодобрительно, о чем свидетельствует русская поговорка: «Первая жена — от Бога, вторая — от людей, а третья — от сатаны».
В русском традиционном обществе существовало много запретов, ограничивающих брачные связи. Церковь запрещала Б. между родственниками по прямой линии до седьмого колена, а по боковой линии до четвертого. По народным представлениям, грехом считалось заключение Б. между родственниками в духовной сфере: между кумовьями, их потомством, крестниками. Осуждались также Б. между сестрами, с одной стороны, и братьями, с другой, а кое-где и между однофамильцами. Верили, что нарушение этих запретов повлечет наказание Божье. Существовали определенные ограничения брачных отношений по старшинству и по полу: старшие дети вступали в брак раньше младших, а сыновей предпочитали видеть семейными раньше дочерей. В то же время в некоторых районах считалось возможным вступление в брак приемных детей с их усыновителями и детьми последних.
Церковью запрещались Б. между православными и представителями других конфессий. Исключение иногда составляли Б. православных с раскольниками, при этом раскольнику нужно было принять православие, так как сожительство, не благословленное церковью, считалось блудным.
1. Зеленин А. К. Восточнославянская этнография. М, 1991; 2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской деревне. JL, 1988; 3. Быт великорусских крестьян-землепашцем / Авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб., 1993.
Д. Баранов