БРАЧНАЯ НОЧЬ
Один из главных обрядов свадьбы, символизирующий переход жениха и невесты в новую социовозрастную группу.
Переходный характер обряда обусловил жесткую регламентацию поведения новобрачных и их окружения. Б. н. обычно происходила после венчания в доме жениха в начале, середине или в конце свадебного застолья. Как исключение отмечен обычай во Владимирской, Псковской губ. и в селах по берегам Белого моря устраивать первую Б. н. в доме невесты перед венчанием. Место брачного ложа: холодная горница, подклет, сени, чулан, баня, амбар, хлев, летняя постройка — характеризуется «пограничностью» расположения (не изба, но и не улица), что отражает и своеобразие положения молодых — уже муж и жена, но Б. н. еще впереди.
Постель, привезенную невестой в дом жениха вместе с приданым, стелила обычно свекровь, золовка или сваха невесты — постельная сваха. В постель подкладывали растения, обладающие семантикой плодородия, — ржаные снопы, солому, овес, хмель. Чтобы уберечь молодых от сглаза, обходили брачное ложе с рябиновой веткой, под постель в Архангельской губ. помещали ухват и кочергу, в Вятской — сковороду, в Новгородской губ. в изголовье клали кнут. На Пинеге в постель прятали кирпичи, палки или поленья. Иногда новобрачные смотрели, нет ли «порчи» под постелью — сломанных иголок, собачьей и кошачьей шерсти и т. д.
Во время свадебного угощения молодых уводили спать, в Архангельской губ. это делали женщины, в Симбирской губ. — дружка, в западнорусских землях — крестная. На Русском Севере при этом разметали веником дорогу перед новобрачными, в Новгородской губ. дружка ударял Плетью по дверям и постели. В Ярославской губ. сваха с дружкой провожали молодых с иконой, а в Вологодской губ. молодых сопровождали гости, которые плясали у брачного ложа и угощались. В Пошехонье дружка клал сваху на постель и сам ложился со словами: «Надо дорогу показать». В Вологодской, Новгородской, а также в южнорусских губерниях совершался обряд «обогревание постели» — брачное ложе занимали золовка, брат невесты или жениха, счастливая пара молодоженов, дружка или девочки, у которых нужно было выкупить постель полотенцем, лентами, водкой, деньгами или выгнать их палками.
Как первая ночь, проведенная супругами вместе, Б. н. могла определить будущую семейную жизнь. Любой жест или произнесенное слово приобретали магическую силу. На Русском Севере перед укладыванием в постель молодая, признавая за мужем главенство в семье, должна была его разуть. За это она получала деньги, спрятанные в его сапоге. В Вологодской губ. иногда и муж за деньги должен был разуть невесту. Свахи и дружка раздевали сначала молодого,
Потом молодую и с пожеланием здоровья укладывали в постель. В Вологодской губ. жених в постели перекидывал через себя невесту, а в Костромской губ. тысяцкий и дружка перекатывались в постели друг через друга со словами: «Не раскатитесь, спите тесно». На юге молодым связывали рушником или поясом ноги, чтобы «дружно жили». В Архангельской губ. свахи клали между новобрачными запеленутое полено или сверток из тряпок и произносили: «Первая ночь — сына да дочь, двое — двойники, трое — тройники, семеро — погодки, да и все парники», при этом женщины «пищали и плакали по-ребячьи».
Супружеский акт происходил обычно в первую Б. н., которая считалась сакрально отмеченной. Так, в Западной Сибири полагали, что «при этом деле сам Христос присутствует и помогает неопытным». Но в некоторых регионах существовал запрет на половые отношения в первую ночь. В Вологодской губ. верили, что если «согрешить», то не будут водиться овцы. В Ярославской губ. также редко совершался половой акт в первые три ночи, так как считали, что если «на первую ночь невеста отдастся — не будет любить муж, если на вторую отдастся — не взлюбят свекор и свекровь, а если на третью отдастся — не будут любить деверья и золовки». Подчеркивает значимость первой ночи и распространенное представление о том, что кто первый заснет, тот раньше и умрет.
Повсеместно была распространена традиция охранять брачное ложе; на Алтае это делали дружка со свахой, в Нижегородской губ, у бани караулила одна сваха, на Русском Севере — клетник или сторож. Во время Б. н. происходило проведывание молодых, чтобы выяснить, благополучно ли завершился супружеский акт. В Симбирской губ. дружка спрашивал, здоровы ли они, а в Московской губ. свахи задавали вопрос: «Готово у вас дело-то?» Поведение новобрачных в это время могло определить характер их будущих отношений. Так, примечали, кто первый разуется или ляжет в постель, а также кто первый встанет, тот и будет главенствовать в семье, в Ярославской губ. молодая клала на подушку серьги и просила мужа отнести их на стол. Если муж сделает, как она просит, то быть ей главной в семье.
Будили молодых обычно дружка, свахи или свекровь, при этом они гремели сковородками, кричали, звонили колокольцем, били горшки с горохом и деньгами, иногда произнося пожелание: «Сколько кусочков, столько и сыночков». После пробуждения молодая дарила свекрови полотенце. Чтобы узнать, состоялся ли супружеский акт, спрашивали, что принести: икону или горшок с углями. Если половые отношения были, то над головами ставили икону, а за столом не зажигали свечку. Брачную рубашку женщина хранила всю жизнь, никому, кроме мужа, ее не показывая. Встать молодые должны были сразу, чтобы «чирьев не было», чтобы «молодая не ленилась», чтобы «не болели». В Ярославской губ. молодая, услышав, что их идут будить, сбрасывала с себя и мужа одеяло на пол, чтобы ей в этом году не болеть.
Важным моментом обряда являлась проверка девственности невесты. Осматривали постель, сорочку, спрашивали молодого: «Лед ломал или грязь топтал?»; следили за тем, как ведет себя жених за столом. Например, во Владимирской губ. если он за столом опускал в стакан с вином вилку до дна или пил красное вино, то молодая была невинной, в противном — разбивал стакан или требовал белое вино.
После Б. н. следовали очистительные обряды. На Русском Севере устраивалась свадебная баня (см. Баня новобрачных), В Московской губ. молодоженов выводили в хлев, ставили их рядом спиной к спине и окачивали водой, в Ярославской губ. свахи выводили молодых во двор, где из ушата сначала умывались новобрачные, а потом и все родные. В Костромской губ. обряд умывания назывался «побелиться». После умывания молодая целовала родителей и кланялась им в ноги.
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеные и на Уфпоге (Тарногский район Вологодской области). М., 1985; 2. Тура А. В. Брачная ночь // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1; 3. Материалы по свадьбе и се — мейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926.
Д. Баранов
|