БОРЬБА
(БОРОТЬЁ). Рукопашное состязание двух бойцов без применения оружия. Б. была близка к соревнованиям демонстра — тивно-показательного типа, во время которых парни и мужики могли проявить силу, ловкость, мастерство и мужественность на глазах у девушек и женщин. Для наблюдавшего за схваткой подрастающего поколения Б. выполняла важную воспитательную функцию, представляя образец жесткого и бескомпромиссного противоборства и возможность одолеть противника в открытой и честной Б. один на один. В этом смысле она противостояла кулачному бою и драке, имевшим целью не столько проявление личных качеств, сколько умение взаимодействовать в коллективе. Способность одерживать победу, доказанная в ходе Б. физическая сила обеспечивали мужику или парню высокий статус и значительный авторитет в глазах односельчан, которые всегда перевешивали такие достоинства, как ум и грамотность.
В русской деревне известно четыре основных вида Б. Самой популярной была Б. «в схватку» («в охапку», «накрест»), называвшаяся также «русской»: борец укладывал
Руку на одно плечо противника, другую — под другое плечо и соединял их на спине; противники старались опрокинуть друг друга. Второй по степени распространенности была Б. «об одной ручке» («в одноручку», «на одну руку», «за вороток», «наперекосок», «на носок»): одной рукой брались за одежду и старались бросить противника на землю «броском с носка». Третий вид — «борьба на вольную» («не в схватку», «на щипок», «за руки») — подразумевал произвольный обхват тела или захват одежды; для победы здесь надо было не только положить противника на лопатки, но и удерживать его в этом положении, пока он не признает себя побежденным. Четвертым видом можно считать «борьбу на поясах» («на кушаках», «за ремни», «за пояски»), во время которой соперники обхватывали друг друга крест-накрест, держась за пояс противника. Во всех вариантах схватка заканчивалась, когда один из противников оказывался лежащим на спине.
Состязания борцов устраивались обычно во время весен- не-летних праздников: на Пасхальной неделе, на Красную горку, Радуницу, в Семик, на Троицу, а также в престольные праздники, во время братчин, после уборки зерновых. В одной из деревень Вычегодского у. Олонецкой губ. «боротьба» происходила в день Николы Летнего, считавшийся престольным праздником. После продолжительного Гулянья мужики из двух враждующих деревень расходились на две группы, освобождая площадку. Сюда каждая сторона высылала на бой по одному человеку. Побежденный уходил к своим, а на его место выставляли следующего борца. Начиналось состязание обычно с более слабых, которых сменяли наиболее сильные, пока не выходили известные всей округе силачи — «запасная сила», по их единоборству и судили, «чья взяла». Победившая сторона выказывала свое торжество, хлопая в ладоши, крича, насмехаясь над противниками, которые отшучивались и старались оправдаться. В некоторых местах на площадке могли состязаться одновременно несколько пар, победители в которых вступали в схватку друг с другом, пока не оставался кто-либо один, удостаивавшийся почета и уважения всей деревни.
Если в схватках участвовали сверстники и превалировал социотерриториальный принцип, то в результате поединка утверждались значимость, превосходство и сила, а следовательно, и брачная привлекательность мужчин той или другой деревни. В борьбе же парней с мужиками акцент ставился на демонстрации возрастной состоятельности. При этом для парня Б. выступала в качестве инициационного испытания, а для мужика становилась средством подтверждения социальной идентичности. Именно поэтому инициаторами схватки преимущественно являлись парни, провоцировавшие мужиков, которые соглашались бороться только после неоднократных поддевок и подтрунивания; сами му-
Жики шли на столкновение очень редко. В Никольском у. Вологодской губ. парень, желая вызвать мужика на борьбу, подходил к нему и говорил: «Я чув (слышал), што тебя намеднись баба отлупила, да из бороды чуть волоссё все не выдрала, оттово у тебя борода-то и редка теперича, чай ты поди-ко голосом выв». Или: «Про тебя бают, што баба тебя с покоса сжила (обогнала во время косьбы»). Подобные насмешки сильно оскорбляли мужика, он отвечал: «Ты-то што, малокосос лизё! Ведь я как старину-то вспомню, да тряхну костями-то, то ведь эких-то, как ты, мне пятка не хватит. Маткино молоко на рыле-то еще не обсохло, а туда жо лозёшь. Я тебя в бараний рог согну!» — «Не врешь, дак правда, а давай-ко, коли не бахвалишься, дак поборемся». Мужику было стыдно отказаться от своих слов, и он, боясь насмешек, соглашался бороться. Результатом схватки почти всегда было «посрамление обидчика» и своеобразное подтверждение статуса взрослого мужчины. Побежденный или с позором изгонялся из компании, или должен был понести наказание, например, ему полагалось «отбивать шемелу»: встав на четвереньки, колотиться об пол. При этом зрители хохотали и подначивали проигравшего: «Каковы лещи-то! Пол-от не родная матка! А ну-ко еще разок! Раз, два, три, четыре, пять, шесть, бей шесть!»
Литература:
1. Морозов И. А., Слепцова И. С. Мужские игры и развлечения на Русском Севере // Мужской сборник Мужчина в традиционной культуре. Вып 1. М., 2001; 2. Шангина И. И. Борьба // Русский праздник СПб., 2001.
В. Холодная