Главная > Мужики и бабы в русской культуре > БОРЬБА

БОРЬБА

(БОРОТЬЁ). Рукопашное состязание двух бойцов без приме­нения оружия. Б. была близка к соревнованиям демонстра — тивно-показательного типа, во время которых парни и мужи­ки могли проявить силу, ловкость, мастерство и мужествен­ность на глазах у девушек и женщин. Для наблюдавшего за схваткой подрастающего поколения Б. выполняла важную воспитательную функцию, представляя образец жесткого и бескомпромиссного противоборства и возможность одолеть противника в открытой и честной Б. один на один. В этом смысле она противостояла кулачному бою и драке, имевшим целью не столько проявление личных качеств, сколько уме­ние взаимодействовать в коллективе. Способность одержи­вать победу, доказанная в ходе Б. физическая сила обеспе­чивали мужику или парню высокий статус и значительный авторитет в глазах односельчан, которые всегда перевешива­ли такие достоинства, как ум и грамотность.

В русской деревне известно четыре основных вида Б. Самой популярной была Б. «в схватку» («в охапку», «на­крест»), называвшаяся также «русской»: борец укладывал

Руку на одно плечо противника, другую — под другое плечо и соединял их на спине; противники старались опрокинуть друг друга. Второй по степени распространенности была Б. «об одной ручке» («в одноручку», «на одну руку», «за воро­ток», «наперекосок», «на носок»): одной рукой брались за одежду и старались бросить противника на землю «броском с носка». Третий вид — «борьба на вольную» («не в схват­ку», «на щипок», «за руки») — подразумевал произвольный обхват тела или захват одежды; для победы здесь надо было не только положить противника на лопатки, но и удержи­вать его в этом положении, пока он не признает себя по­бежденным. Четвертым видом можно считать «борьбу на поясах» («на кушаках», «за ремни», «за пояски»), во время которой соперники обхватывали друг друга крест-накрест, держась за пояс противника. Во всех вариантах схватка за­канчивалась, когда один из противников оказывался лежа­щим на спине.

Состязания борцов устраивались обычно во время весен- не-летних праздников: на Пасхальной неделе, на Красную горку, Радуницу, в Семик, на Троицу, а также в престоль­ные праздники, во время братчин, после уборки зерно­вых. В одной из деревень Вычегодского у. Олонецкой губ. «боротьба» происходила в день Николы Летнего, считав­шийся престольным праздником. После продолжительного Гулянья мужики из двух враждующих деревень расходи­лись на две группы, освобождая площадку. Сюда каждая сторона высылала на бой по одному человеку. Побежден­ный уходил к своим, а на его место выставляли следую­щего борца. Начиналось состязание обычно с более слабых, которых сменяли наиболее сильные, пока не выходили известные всей округе силачи — «запасная сила», по их единоборству и судили, «чья взяла». Победившая сторо­на выказывала свое торжество, хлопая в ладоши, крича, на­смехаясь над противниками, которые отшучивались и ста­рались оправдаться. В некоторых местах на площадке могли состязаться одновременно несколько пар, победители в ко­торых вступали в схватку друг с другом, пока не оставался кто-либо один, удостаивавшийся почета и уважения всей деревни.

Если в схватках участвовали сверстники и превалировал социотерриториальный принцип, то в результате поединка утверждались значимость, превосходство и сила, а следо­вательно, и брачная привлекательность мужчин той или другой деревни. В борьбе же парней с мужиками акцент ставился на демонстрации возрастной состоятельности. При этом для парня Б. выступала в качестве инициационного испытания, а для мужика становилась средством подтверж­дения социальной идентичности. Именно поэтому инициа­торами схватки преимущественно являлись парни, провоци­ровавшие мужиков, которые соглашались бороться только после неоднократных поддевок и подтрунивания; сами му-

Жики шли на столкновение очень редко. В Никольском у. Вологодской губ. парень, желая вызвать мужика на борьбу, подходил к нему и говорил: «Я чув (слышал), што тебя на­меднись баба отлупила, да из бороды чуть волоссё все не выдрала, оттово у тебя борода-то и редка теперича, чай ты поди-ко голосом выв». Или: «Про тебя бают, што баба тебя с покоса сжила (обогнала во время косьбы»). Подобные на­смешки сильно оскорбляли мужика, он отвечал: «Ты-то што, малокосос лизё! Ведь я как старину-то вспомню, да тряхну костями-то, то ведь эких-то, как ты, мне пятка не хватит. Маткино молоко на рыле-то еще не обсохло, а туда жо лозёшь. Я тебя в бараний рог согну!» — «Не врешь, дак правда, а давай-ко, коли не бахвалишься, дак поборемся». Мужику было стыдно отказаться от своих слов, и он, боясь насмешек, соглашался бороться. Результатом схватки почти всегда было «посрамление обидчика» и своеобразное под­тверждение статуса взрослого мужчины. Побежденный или с позором изгонялся из компании, или должен был понести наказание, например, ему полагалось «отбивать шемелу»: встав на четвереньки, колотиться об пол. При этом зрители хохотали и подначивали проигравшего: «Каковы лещи-то! Пол-от не родная матка! А ну-ко еще разок! Раз, два, три, четыре, пять, шесть, бей шесть!»

Литература:

1. Морозов И. А., Слепцова И. С. Мужские игры и развлечения на Русском Севере // Мужской сборник Мужчина в традицион­ной культуре. Вып 1. М., 2001; 2. Шангина И. И. Борьба // Русский праздник СПб., 2001.

В. Холодная

Комментировать