БЛУДНЫЙ ГРЕХ
В народном религиозном сознании нарушение данного Богом закона в отношениях между мужчиной и женщиной. Понятие греха определялось как церковной нормой, так и сложившейся в народе традицией. Церковные нормы в этой области отражены в документах: требниках, молитвенниках, проповедях, сборниках исповедных вопросов и епитимий, бытовавших начиная с X в. (часть из них дошла до наших дней). Среди наиболее часто упоминаемых в этих источниках грехов, за которые полагалось церковное наказание, было умыкание девицы, что систематически фиксировалось до XIII в., единичные упоминания вплоть до XV— XVI вв., но этнографически бытовало как форма заключения Брака и в XIX в. Строгое наказание следовало за блуд — добрачную связь, особенно если в результате происходило растление девства. Покаянные сборники различали блуд осильем (изнасилование) и по согласию девушки, а с XV— XVI вв. — также совершенный «хытростью» (если парень Добился согласия девушки, пообещав жениться на ней, и не выполнил затем обещания). Во всех случаях лишения девства ответственность ложилась на молодого человека, который должен был жениться на обесчещенной им девушке либо компенсировать ее семейству ущерб, даже если блуд произошел по согласию. Компенсация составляла до трети всего имущества виновника. Менее строго, всего несколькими неделями поста и поклонами, наказывалось лишение девства при лесбийских контактах, мастурбации либо «по небрежению» в ходе детских игр (в последнем случае наказание несли родители). Приблизительно с XII в. в церковных текстах различали блуд и прелюбодеяние (прелюбы), наказание за которое было значительно более мягким. Если под блудом понимали, как правило, добрачные интимные отношения, то под прелюбами — внебрачные, связанные с нарушениями супружеской верности людьми, состоявшими в церковном браке. Прелюбодеяние жены считалось большим грехом, чем измена мужа, ответственность за которую ложилась частично и на жену: она должна была приложить все усилия, чтобы удержать мужа. В случае измены жены мужу предписывалось с нею развестись; если после измены мужа жена уходила к другому мужчине, это расценивалось как греховное прелюбодеяние с ее стороны.
Резкому осуждению подвергалось «кровоместьство» — Кровосмешение, которым признавалась связь с родственниками, вплоть до шестого колена не только по кровному родству, но и по свойству. Впрочем, реально наказание за кровосмесительство применялось за интимные отношения между близкими родственниками: родителями и детьми (двадцать лет епитимьи), невесткой и свекром (см. Снохачество), Зятем и тещей или между кумовьями (пять лет епитимьи). К греху кровосмесительства приравнивались случаи совершения блуда с представителями монашеского сословия. Среди тяжких грехов упоминается и скотоложество, а также толока (групповое изнасилование), чаще всего случавшаяся во время праздничных гуляний молодежи, например на Троицу. Резко осуждалось употребление бранных слов по отношению к женщине, наказание за которое в древнерусской практике иногда равнялось наказанию за изнасилование.
Грехом считалось «прилежание любодейское» (сексуальные игры, некоторые позы во время сношения и прочие приемы для увеличения сексуального удовольствия), даже в отношениях между законными супругами; мастурбация; нарушение поста — «совокупление» во время четырех многодневных постов, в постные дни недели (среду, пятницу), в субботу и воскресенье, в дни церковных праздников.
Народные представления о грехе складывались не только под воздействием практики церковного покаяния и канонических норм, но и под влиянием устной традиции, наиболее ярким примером которой были духовные стихи — произведения религиозно-наставительной и нравоучительной направленности, основанные на христианско-апокрифических сюжетах. Хранителями и исполнителями духовных стихов были сельские жители, а чаще странники-слепцы, богомольцы, бродячие проповедники. Широкое распространение получил, например, стих о грешной душе, повествующей о том, как человеческая душа после смерти предстает пред Богом и кается в грехах:
Еще душа Богу согрешила: Из коровушек молоко я выкликивала, Во сырое коренье выдаивала… Смалешеньку дитя своего проюшнывала, Во белых грудях его засыпывала, В утробе младенца запарчивала… Мужа с женой я поразваживала, Золотые венцы поразлучивала… В соломах я заломы заламывала, Со всякого хлеба спор отнимывала… Свадьбы зверьми оборачивала…
В этом перечне фигурируют преимущественно женские грехи: вытравление младенца из утробы, гибель «заспанного», то есть задушенного матерью в постели ребенка (причем не делается различия между намеренным и случайным удушением), проклятие своего ребенка, разлучение супругов. В этом же ряду перечислены и поступки, относимые к категории колдовства: порча супруга или свадьбы, Устройство заломов (обряд вредоносной магии, направленный против плодородия полей и здоровья их хозяев), отнятие с полей спора (плодородия) и молока у коров. Наиболее тяжкими, непростимыми признаются, по выражению исследователя духовных стихов Г. П. Федотова, грехи против рода и материнства (см. Материнский грех). Духовные стихи, исполнение которых воспринималось как своего рода религиозное служение или благочестивое наставление, оказывали сильное влияние на слушателей и в немалой степени формировали их моральные представления.
С понятием греха связаны народные верования в колдовство и нечистую силу. До сих пор в деревнях бытуют представления, что согрешившие люди: де в к и — простоволос к и (иносказательное обозначение девушки, потерявшей невинность до брака), самокрутки (т. е. вышедшие замуж самовольно, убегом), мужики двоеженые и троеженые (см. Меныиица) И т. п. нарушители брачно-репродуктивных норм — попадают во власть нечистой силы, становясь колдунами, ведьмами Или приобретая дурной глаз (см. Уроки). Тем самым они ста-
Новятся опасными для других людей, особенно беременных, Рожениц и новорожденных, а также для домашнего скота. Именно против таких людей чаще всего выдвигались обвинения в колдовстве и следовали положенные в таких случаях санкции: телесное наказание, изгнание или просто избегание и лишение обычных видов соседской и родственной помощи. Поводом к таким обвинениям могло послужить любое несчастье: холера, мор и падеж скота, неурожай, засуха и т. д.
Блудное поведение считалось опасным не только для самого человека или его семьи, но и для всего устоявшегося порядка вещей, поскольку нарушало связи человеческого мира с Богом. Массовое распространение грехов, по народным верованиям, грозило светопреставлением. В начале XX в. старики в Клинском у. Московской губ. предсказывали скорую гибель миру из-за несоблюдения супругами постов: «За последние годы народ до такой степени позабыл Бога, что не разбирает, в какие дни можно спать с женой, в какие нельзя, и поэтому Бог посылает детей непослушных, своевольных, ведущих жизнь к погибели» (2, с. 224). В сообщениях из Владимирской губ. зафиксированы народные представления о том, что антихрист «народится от семи блудных дев» или, по замечанию комментатора, «от седьмой блудницы» (4, с. 147), то есть будет внебрачным сыном женщины, седьмой в цепочке Матерей, родившихся вне освященного церковью брака.
1. Пушкарева Н. Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X—ХУЛ вв.) // Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. A. JI. Топорков. М, 1996; 2. Степанов В. Сведения о родинных и крестильных обрядах в Клинском у. Московской губ. // Этнографическое обозрение. 1906. Вып 3—4; 3. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М, 1991; 4. Фирсов Б. М., Кисилева И. Г. Быт великорусских крестьян-землепашцев. По материалам Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева (На примере Владимирской губ.). СПб., 1993.
Т. Щепанская