Главная > Мужики и бабы в русской культуре > БАНЯ НОВОБРАЧНЫХ

БАНЯ НОВОБРАЧНЫХ

Обрядовое действие послесвадебного этапа свадьбы.

Ритуал посещения бани молодоженами происходил на следующий день после брачной ночи. Топить баню начинали рано утром под руководством дружки, одной из свашек или тысяцкого. Обычай требовал, чтобы она была готова к мо­менту пробуждения молодоженов, а участие главных свадеб­ных чинов в ее подготовке обуславливалось важностью самого ритуального действия. В зависимости от местной тра­диции, молодожены могли мыться в бане вместе или раз­дельно. Обычай раздельного мытья появился, вероятно, под влиянием православной церкви, которая вообще считала греховным совместное посещение бани мужчинами и жен­щинами.

Проводы молодоженов после брачной постели в баню превращались в яркую церемонию, за которой наблюдало немалое число народа. Во многих деревнях, перед тем как отправиться в баню, свашка «трепала рубаху» — размахи­вала рубахой молодухи, показывая всем, что та оказалась «честной», то есть пришла на брачное ложе девственной.

50 БАНЯ НОВОБРАЧНЫХ

В других деревнях дружка заставлял молодоженов сначала развязать банный веник, а затем снова его завязать, но уже поясом или полотенцем молодухи. Во главе процессии шел дружка с банным веником, украшенным ленточками, за ним свашки, разметавшие вениками дорогу для шедших следом новобрачных, а за теми — толпа шумящих, поющих, отпу­скающих острые реплики родственников. Зрители провожа­ли молодых до самой бани и ждали их выхода, стуча в печ­ные заслонки, стараясь производить как можно больше шума и распевая песни эротического содержания:

По полу кила, по полу кила

Да катается, да катается,

По-под лавицу черна, по-под лавицу черна

Приваляется, приваляется…

Прикатила кила, прикатила кила

Да к молодой княгине, да к молодой княгине.

Княгиня от килы, княгиня от килы

Не отпирается, не отпирается,

Берет она килу, берет она килу

Во белы ручки, во белы ручки

Клала килу, клала килу

Во черну манду, во черну манду.

Эта кила, эта кила,

Она тут и была, она тут и была.

Ритуал посещения молодоженами бани очень древний. Многие иностранцы, побывавшие в России в XVI—XVII вв., отмечали, что «омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после пер­вой ночи, за необходимое дело». (3, с. 344). Немецкий уче­ный XVII в. А. Олеарий, давший подробное описание рус­ской свадьбы, рассказывал, что после свершения брачного акта между женихом и невестой «топят баню, в которой не­много часов спустя новобрачный и новобрачная порознь должны мыться. Здесь их обмывают водою, медом и вином, а затем новобрачный получает от молодой жены своей в по­дарок купальную сорочку, вышитую у ворота жемчугом, и новое целое великолепное платье» (3, с. 350). Этот ритуал долгое время входил как обязательный компонент в сва­дебную обрядность не только крестьян, но и так называе­мых высших сословий, у которых он вышел из употребле­ния только к концу XVIII — началу XIX в. Известный уче­ный А. В. Терещенко писал в середине XIX в., что среди людей богатых и знатных «хождение молодых в баню и ку­шанье каши в постели совсем изгнаны из употребления» (4, с. 108).

Посещение новобрачными бани рассматривается боль­шинством исследователей как очистительный обряд и риту­ал приобщения молодухи к домашнему культу семьи мужа. Необходимость очищения была вызвана представлениями о нечистоте полового акта, получившими распространение под влиянием православной церкви, которая считала грехов­ной чувственную природу человека. Вода смывала грех, освобождая молодоженов от скверны брачной ночи. Приоб­щение новобрачной к домашним культам семьи мужа вы­страивалось на основе представлений о неразрывной связи предков и потомков. Принято было считать, что баня явля­ется местом, которое в определенные время посещают «родители» — предки ныне живущих членов семьи. По по­верью, они появлялись там во время свадеб и знакомились с молодой женщиной, вошедшей в их семью.

Литература:

1. Вадейша М. Г. Драма о бане (к конструированию образа «не­верного» царя в исторической песне) // Труды факультета этноло­гии Европейского университета. СПб. 2001. Вып 1; 2. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М, 2001; 3. Олеарий А. Описание путе­шествия в Московию // Россия XV—ХУЛ вв. глазами иностран­цев. JL, 1986; 4. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1847— 1848. Ч. 6.

И. Шангина

Комментировать