БАНЯ НОВОБРАЧНЫХ
Обрядовое действие послесвадебного этапа свадьбы.
Ритуал посещения бани молодоженами происходил на следующий день после брачной ночи. Топить баню начинали рано утром под руководством дружки, одной из свашек или тысяцкого. Обычай требовал, чтобы она была готова к моменту пробуждения молодоженов, а участие главных свадебных чинов в ее подготовке обуславливалось важностью самого ритуального действия. В зависимости от местной традиции, молодожены могли мыться в бане вместе или раздельно. Обычай раздельного мытья появился, вероятно, под влиянием православной церкви, которая вообще считала греховным совместное посещение бани мужчинами и женщинами.
Проводы молодоженов после брачной постели в баню превращались в яркую церемонию, за которой наблюдало немалое число народа. Во многих деревнях, перед тем как отправиться в баню, свашка «трепала рубаху» — размахивала рубахой молодухи, показывая всем, что та оказалась «честной», то есть пришла на брачное ложе девственной.
50 БАНЯ НОВОБРАЧНЫХ
В других деревнях дружка заставлял молодоженов сначала развязать банный веник, а затем снова его завязать, но уже поясом или полотенцем молодухи. Во главе процессии шел дружка с банным веником, украшенным ленточками, за ним свашки, разметавшие вениками дорогу для шедших следом новобрачных, а за теми — толпа шумящих, поющих, отпускающих острые реплики родственников. Зрители провожали молодых до самой бани и ждали их выхода, стуча в печные заслонки, стараясь производить как можно больше шума и распевая песни эротического содержания:
По полу кила, по полу кила
Да катается, да катается,
По-под лавицу черна, по-под лавицу черна
Приваляется, приваляется…
Прикатила кила, прикатила кила
Да к молодой княгине, да к молодой княгине.
Княгиня от килы, княгиня от килы
Не отпирается, не отпирается,
Берет она килу, берет она килу
Во белы ручки, во белы ручки
Клала килу, клала килу
Во черну манду, во черну манду.
Эта кила, эта кила,
Она тут и была, она тут и была.
Ритуал посещения молодоженами бани очень древний. Многие иностранцы, побывавшие в России в XVI—XVII вв., отмечали, что «омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело». (3, с. 344). Немецкий ученый XVII в. А. Олеарий, давший подробное описание русской свадьбы, рассказывал, что после свершения брачного акта между женихом и невестой «топят баню, в которой немного часов спустя новобрачный и новобрачная порознь должны мыться. Здесь их обмывают водою, медом и вином, а затем новобрачный получает от молодой жены своей в подарок купальную сорочку, вышитую у ворота жемчугом, и новое целое великолепное платье» (3, с. 350). Этот ритуал долгое время входил как обязательный компонент в свадебную обрядность не только крестьян, но и так называемых высших сословий, у которых он вышел из употребления только к концу XVIII — началу XIX в. Известный ученый А. В. Терещенко писал в середине XIX в., что среди людей богатых и знатных «хождение молодых в баню и кушанье каши в постели совсем изгнаны из употребления» (4, с. 108).
Посещение новобрачными бани рассматривается большинством исследователей как очистительный обряд и ритуал приобщения молодухи к домашнему культу семьи мужа. Необходимость очищения была вызвана представлениями о нечистоте полового акта, получившими распространение под влиянием православной церкви, которая считала греховной чувственную природу человека. Вода смывала грех, освобождая молодоженов от скверны брачной ночи. Приобщение новобрачной к домашним культам семьи мужа выстраивалось на основе представлений о неразрывной связи предков и потомков. Принято было считать, что баня является местом, которое в определенные время посещают «родители» — предки ныне живущих членов семьи. По поверью, они появлялись там во время свадеб и знакомились с молодой женщиной, вошедшей в их семью.
1. Вадейша М. Г. Драма о бане (к конструированию образа «неверного» царя в исторической песне) // Труды факультета этнологии Европейского университета. СПб. 2001. Вып 1; 2. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М, 2001; 3. Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XV—ХУЛ вв. глазами иностранцев. JL, 1986; 4. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1847— 1848. Ч. 6.
И. Шангина