БАНЯ НЕВЕСТЫ
Обрядовое действие досвадебного этапа свадьбы.
Ритуал посещения бани относился к циклу обрядов, связанных с приготовлением невесты к браку, и являлся его кульминационным пунктом. Баня устраивалась накануне дня Венчания. Ее топили девушки обычно рано утром, при этом дрова брали со двора жениха, воду приносили из трех колодцев, мыло и веник дарил жених. Все свои действия девушки сопровождали пением специальных свадебных песен:
Ты топись-ко, топись, баенка, Да разгорися, нова каменка, Д а разгоритесь, сыры дрова, Да что сыры дрова березовые! Мы носили серы камешки, Что со трех полёв со чистых Мы носили стулену воду,
46 БАНЯ НЕВЕСТЫ
Баня невесты |
Что со трех ключей кипучих. Мы ломали шелков веничек, Что со трех берез кудряых.
После того как баня вытоплена, девушки отправлялись в дом невесты, которая уже сидела, ожидая их, в переднем углу избы. Прежде чем пригласить невесту в баню, подружки в специальной песне советовали ей одуматься, не слушать речей жениха, отказаться от замужества:
Полно слушать тебе Михайловых гуслей, Михайловы гусли омманчивы, Омманчивыя, переманчивыя, Переманят тебя на чужу сторону, Ко чужому отцу матери, Ко чужому роду-племени, Заставят тебя перед батюшкой стоять, Заставят в ноги кланятца.
Затем подруги обращались к отцу девушки с просьбой дать дочери благословение:
Ты родимый мой батюшка!
Приступи ко мне горькой, горемычной,
Благослови-ко меня, горькую, горемычную,
Что впервые, во последние,
Как твое то благословение
Изо дна моря повынесет.
После того как благословение получено, подруги накидывали на невесту платок, закрывавший ей лицо, и звали ее в баню «по мосткам да по калиновым со кумушкамии да со подруженками». Обычай требовал, чтобы невеста отказывалась идти в баню. Девушки должны были, взяв ее под руки, насильно вывести из дома. В песнях, исполнявшихся в этот момент ритуала, девушка утверждала, что она уходит навсегда из родного дома:
Растопися, баинька, Раскалися, каменка, Ты расплацься, Настеюшка, Перед ронным батюшкой, Перед родительницей матунькой, Перед братцем своим, соколом, Перед сестрицей своей касатушкой: Родитель мой, батюшко, Красно солнушко, матунька, Поддержите меня, молодешеньку, Не сдавайте на чужу сторонушку, Чужому неронному батюшке, К чужой неронной матушке…
Шествие невесты и девушек в баню возглавлял дружка, Который размахивал кнутом, читал заклинания, отпугивающие нечистую силу, готовую испортить невесту, кроме того, он обсыпал ее зерном, чтобы была плодовита в браке.
48 БАНЯ НЕВЕСТЫ
В бане подружки парили невесту подаренным женихом веником из березы с добавлением веток плодовых деревьев, мыли ее мылом жениха, поддавали жару пивом или квасом. В некоторых селах начинал парить невесту вежливец (колдун) или дружка и только через некоторое время его заменяли девушки. Все действия девушек сопровождались песнями, в которых говорилось, что «девичья красота» улетает от невесты «белым лебедем» и что водой смывается «красота»:
Не спасибо тебе, баня парушка, Не намыла, не напарила Только смыла, только спарила Ты мою да девью красоту, Красоту да украшеньицу.
Некоторые песни девушек носили явно выраженный эротический характер:
Парила, напарила Чоботом ударила, После пару, после жару Женишок тебя наярит.
Баня заканчивалась угощением, во время которого девушки ели специально приготовленные пироги, курник, пили пиво. Затем все отправлялись в дом невесты, где она, причитая, благодарила родителей за то, что они ее вырастили, а девушек — «за баньку да за парушу»:
Спасибо, моя большая боярынька, Спасибо, сестрицы подруженьки, Мои гордые боярышни, Что вытопили баиньку зноенушко, Нагрели воду тепленюшко, Отмыли от мово сердца Злу круцину тоску.
Баня невесты рассматривается большинством исследователей как очистительный обряд. Принято считать, что в его основе лежат древние представлениями о необходимости для человека водных омовений во время его перехода из одного состояния в другое. Можно считать явлениями одного порядка омовение невесты, совершающей переход из одной возрастной категории в другую, и новорожденного, Приходящего, по поверью, из «иного» мира, а также обмывание покойника, уходящего из нашего мира. В то же время ритуальное посещение невестой бани может быть объяснено и с точки зрения православного вероучения. Христианская религия требует от верующего человека физического очищения перед принятием всех таинств, в том числе и таинства брака.
К тому же банный ритуал, по мнению некоторых ученых, имел и другую, более сложную мифологическую основу. Известный этнограф Е. Г. Кагаров, например, считал, что посещение невестой бани — пережиток древнего ритуала бракосочетания невесты с духом бани — банником. По его мнению, невеста, совершая обряд, отдавала баннику Девственность, получая взамен плодовитость. Идея потери девственности — «девичьей красы, девичьего украшеньи — ца» — является главной в банных песнях девушек: «Мыла — ся, да перепарилася, / Потеряла из косы да алу ленточку, / Да примыла бабью красу». Она звучит в непристойных остротах парней, кружащихся около бани во время обряда, в обычае призывать колдуна раздевать и парить невесту.
Многие ученые считают, что ритуал невестиной бани представляет собой один из множества ритуалов, направленных на постепенное приобщение невесты к семье ее будущего мужа. Подтверждением тому были дрова жениха для растопки каменки, подаренные им мыто и веник, а также активная роль в обряде дружки — главного посредника между семьями жениха и невесты.
Литература:
1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Кагоров Е. В. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1929. Т. 8; 3. Козырев II. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // Живая старина. 1912. Вып. 1; 4. Кошурников В. Свадебные обряды крестьян юго-восточной части Вятской губернии // Календарь Вятской губернии на 1881. Вятка; 5. Пупарев А. Г. Свадебные обряды русских крестьян Царевококшайского уезда // Казанские губернские ведомости. 1857. № 32—48.
И. Шангина