«БАБЬИ КАШИ»
Праздник повивальных бабок и рожениц. Его справляли 26 декабря/8 января. «Б. к.» приходились на празднование церковью Собора Пресвятой Богородицы, установленное в память о бегстве святого семейства в Египет. Соответственно этот праздник в народном сознании связывался с образом Богоматери-роженицы. В церквах в этот
День совершались службы иконе Богоматери, называемой «Помощь в родах».
Например, в Сургутском крае женщины, родившие детей в текущем году, и повивальные бабки собирались в церкви и служили молебен перед иконой «Блаженное Чрево», имеющей в народе также название «Чрева-Рождения». После молебна роженицы приглашали повитух к себе в гости, одаривали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное блюдо и дало название празднику «Б. к». В Курской губ. вечером в этот день к повитухе приходили в гости родители принятых ею детей. В подарок повивальной бабке приносили деньги, водку, пироги или блины и другую еду, которая использовалась для совместной трапезы хозяйки и всех пришедших к ней. Подобные празднования, затягивающиеся иногда до утра, отмечались у русских повсеместно.
Одаривание и трапезы в этот день носили общественный характер: они являлись актом благодарности повитухам от крестьянской общины за всех принятых ими детей. Уважительное отношение к повивальным бабкам, выражаемое, в частности, в день «Б. к», обусловливалось традиционными представлениями о том, что между повитухами и принятыми ими детьми на всю жизнь устанавливаются духовно-родст — венные отношения. На протяжении многих лет повивальная бабка несла ответственность за судьбу повитого ее ребенка. Ей всегда отводилась почетная роль в обрядах, относящихся к важнейшим событиям в жизни этого ребенка: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и пр.
Литература:
1. JIucmoea Т, А. Родинный обряд, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (2-я пол. XIX — 20-е гг. XX к) // Русские: семейный и общественный бьп. М., 1989.
Е. Мадлевская