Главная > Мужики и бабы в русской культуре > «БАБЬИ КАШИ»

«БАБЬИ КАШИ»

Праздник повивальных бабок и рожениц. Его справ­ляли 26 декабря/8 января. «Б. к.» приходились на празд­нование церковью Собора Пресвятой Богородицы, установ­ленное в память о бегстве святого семейства в Египет. Соответственно этот праздник в народном сознании свя­зывался с образом Богоматери-роженицы. В церквах в этот

День совершались службы иконе Богоматери, называемой «Помощь в родах».

Например, в Сургутском крае женщины, родившие детей в текущем году, и повивальные бабки собирались в церкви и служили молебен перед иконой «Блаженное Чрево», имею­щей в народе также название «Чрева-Рождения». После мо­лебна роженицы приглашали повитух к себе в гости, одари­вали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное блюдо и дало название празд­нику «Б. к». В Курской губ. вечером в этот день к повитухе приходили в гости родители принятых ею детей. В подарок повивальной бабке приносили деньги, водку, пироги или блины и другую еду, которая использовалась для совместной трапезы хозяйки и всех пришедших к ней. Подобные празд­нования, затягивающиеся иногда до утра, отмечались у рус­ских повсеместно.

Одаривание и трапезы в этот день носили обществен­ный характер: они являлись актом благодарности повитухам от крестьянской общины за всех принятых ими детей. Ува­жительное отношение к повивальным бабкам, выражаемое, в частности, в день «Б. к», обусловливалось традиционными представлениями о том, что между повитухами и принятыми ими детьми на всю жизнь устанавливаются духовно-родст — венные отношения. На протяжении многих лет повивальная бабка несла ответственность за судьбу повитого ее ребенка. Ей всегда отводилась почетная роль в обрядах, относящихся к важнейшим событиям в жизни этого ребенка: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и пр.

Литература:

1. JIucmoea Т, А. Родинный обряд, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (2-я пол. XIX — 20-е гг. XX к) // Русские: семейный и общественный бьп. М., 1989.

Е. Мадлевская

Комментировать