Главная > 27 верных способов получить то что, хочется > Умейте сосредоточиться на «задаче»

Умейте сосредоточиться на «задаче»

 Не знаю, как вам, но лич­но мне не­од­нок­рат­но при­хо­ди­лось встре­чать лю­дей, ко­то­рые бы­ли чрез­вы­чай­но ода­ре­ны от при­ро­ды, но, к со­жа­ле­нию, так и не смог­ли ре­али­зо­вать свой по­тен­ци­ал. С дру­гой сто­ро­ны, я встре­чал и та­ких лю­дей, ко­то­рые в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва все­го до­би­лись са­ми. При­ро­да, ро­ди­те­ли, вос­пи­та­ние, ус­ло­вия жиз­ни, ка­за­лось, не бы­ли на их сто­ро­не, но, нес­мот­ря на это, они смог­ли не толь­ко выс­то­ять, но и сос­то­ять­ся как в лич­ной, так и в про­фес­си­ональ­ной жиз­ни. Ког­да стал­ки­ва­ешь­ся с по­доб­ным па­ра­док­сом, всег­да хо­чет­ся спро­сить: «Как?!» От­вет, ко­то­рый сра­зу же при­хо­дит на ум в этом слу­чае, дос­та­точ­но прост: Чем боль­ше пре­пят­с­т­вий те­бе при­хо­дит­ся пре­одо­ле­вать, тем боль­ше сил те­бе при­хо­дится тра­тить, а чем боль­ше ты тра­тишь, тем боль­ше к те­бе воз­в­ра­ща­ет­ся, и ты ста­но­вишься бо­га­че.

 Впрочем, как я уже ска­зал, это лишь один от­вет. Дру­гой от­вет зак­лю­чен в пси­хо­ло­ги­чес­кой осо­бен­нос­ти, свой­с­т­вен­ной вто­рой груп­пе лю­дей и не­дос­та­ющей пер­вой: они уме­ли сос­ре­до­то­чить­ся на «за­да­че». Ког­да ты сос­ре­до­то­чи­ва­ешь­ся на ка­кой-то «за­да­че», то все про­чее ухо­дит в тень, и ты за­нят толь­ко тем, что ре­ша­ешь эту за­да­чу. Сле­до­ва­тель­но, все твои си­лы сос­ре­до­то­че­ны, а все твои зна­ния ра­бо­та­ют со­об­ща и це­ле­нап­рав­лен­но.

 Просто «цель» — это что-то не­оп­ре­де­лен­ное, -что ма­ячит на го­ри­зон­те, что-то, к че­му ни­ког­да не зна­ешь, как под­с­ту­пить­ся. А «за­да­ча» дол­ж­на ре­шать­ся, зна­чит, нуж­но ду­мать о ва­ри­ан­тах ре­ше­ния. Ког­да ты ду­ма­ешь о ва­ри­ан­тах ре­ше­ния «за­да­чи», то пе­рес­мат­ри­ва­ешь свой взгляд на мир, ду­ма­ешь о том, как то, что ты име­ешь, мож­но прис­по­со­бить к то­му, че­го ты хо­чешь до­бить­ся.

 Ситуация очень на­по­ми­на­ет зна­ме­ни­тую сказ­ку про «ка­шу из то­по­ра». Сол­дат пос­ту­па­ет в этой сказ­ке прос­то, он пе­рес­та­ет прес­ле­до­вать цель — на­ес­ть­ся, и пред­ла­га­ет сво­им спут­ни­кам ре­шить за­да­чу: «как при­го­то­вить ка­шу из то­по­ра?». Ну, очень прос­то: раз­во­дишь кос­тер, ста­вишь на не­го ко­те­лок, по­том за­ли­ва­ешь его во­дой, во­ду ки­пя­тишь, по­том кла­дешь в во­ду то­пор, по­том этот «буль­он» нуж­но по­со­лить, по­том до­ба­вить в не­го мас­ли­ца, по­том нем­нож­ко кру­пы… И, глядь, ка­ша из «то­по­ра» го­то­ва!

 После то­го как вы на­чи­на­ете ви­деть пе­ред со­бой за­да­чу, то ока­зы­ва­ет­ся, что в жиз­ни есть мас­са раз­но­об­раз­ных средств, поз­во­ляюЩих вам эту за­да­чу ре­шить. Но до тех пор, по­ка вы на­ме­ре­ва­етесь удов­лет­во­рить соб­с­т­вен­ное же­ла­ние, т. е. дос­тичь ка­кой-то «це­ли», ва­ши дей­с­т­вия бу­дут на­ты­кать­ся на «неп­ре­одо­ли­мые об­с­то­ятель­с­т­ва».

 Необходимо зас­та­вить се­бя ду­мать «спе­ци­аль­ным об­ра­зом». Ес­ли вы ре­ша­ете за­да­чу сво­его тру­до­ус­т­рой­с­т­ва, нуж­но ду­мать не о том, что вы мо­же­те, и не о том, ка­кую ра­бо­ту вам пред­ла­га­ют, нуж­но ду­мать о том, что та­кое «ра­бо­та», ка­кой она во­об­ще бы­ва­ет, где ее «да­ют», кто и ка­кой «ра­бо­той» за­ни­ма­ет­ся, в ка­кой «ра­бо­те» ис­пы­ты­ва­ют пот­реб­ность. Ины­ми сло­ва­ми, нуж­но раз­би­рать ва­ри­ан­ты, прок­ру­чи­вать ва­ри­ан­ты, про­бо­вать ва­ри­ан­ты. В этом слу­чае вы ис­поль­зу­ете все ва­ши зна­ния и весь ваш опыт. И ес­ли рань­ше вы ду­ма­ли толь­ко о том, что не­пос­ред­с­т­вен­но вы в сво­ей жиз­ни де­ла­ли, то те­перь на­чи­на­ете ду­мать о том, что дру­гие лю­ди во­об­ще в по­доб­ных слу­ча­ях де­ла­ют. В этом слу­чае ве­ро­ят­ность то­го, что вы нат­к­не­тесь те­перь на под­хо­дя­щее ре­ше­ние, ока­зы­ва­ет­ся ку­да бо­лее су­щес­т­вен­ной.

 Умейте сос­ре­до­то­чить­ся на за­да­че. Для это­го нуж­но не фик­си­ро­вать­ся на «це­ли» (на том, че­го вы хо­ти­те дос­тичь), а нуж­но по­нять, ка­кая пе­ред ва­ми сто­ит «за­да­ча» (т. е. то, что вы дол­ж­ны сде­лать). Даль­ше про­ду­майте пос­ле­до­ва­тель­ность ша­гов, т. е. то, с че­го нуж­но­на­чать, да­лее со­би­рай­те ин­фор­ма­цию и про­из­воль­но ее ком­по­нуй­те — скла­ды­вай­те эле­мен­ты этой кар­тин­ки так и ина­че, до­бав­ляй­те в нее но­вые эле­мен­ты. Это де­ло за­тя­нет вас по-нас­то­яще­му, пос­коль­ку в жиз­ни мас­са ве­щей, ко­то­рые так или ина­че при­ло­жи­мы к ре­ше­нию этой ва­шей «за­да­чи». Те­перь вы на­чи­на­ете ду­мать об этом не аб­с­т­рак­т­но, а так, слов­но бы все вок­руг вас об этом ду­ма­ют, и ва­ша за­да­ча зак­лю­че­на толь­ко в од­ном: не про­пус­тить пра­виль­но­го ре­ше­ния.

  За­ри­сов­ка из пси­хо­те­ра­пев­ти­чес­кой прак­ти­ки: «Я б в ра­бо­чие по­шел, пусть ме­ня на­учат!»

 Надо ска­зать, что уме­ние сос­ре­до­то­чить­ся на за­да­че — это об­щий би­оло­ги­чес­кий прин­цип, прин­цип, по­лу­чив­ший, с лег­кой ру­ки ве­ли­ко­го рус­ско­го фи­зи­оло­га А. А. Ух­том­с­ко­го, наз­ва­ние «до­ми­нан­ты». Вкрат­це суть это­го прин­ци­па сос­то­ит в сле­ду­ющем. Мы стал­ки­ва­ем­ся с ог­ром­ным ко­ли­чес­т­вом са­мых раз­но­об­раз­ных жиз­нен­ных си­ту­аций, вов­ле­че­ны во мно­жес­т­во про­цес­сов, за­ня­ты без­д­ной дел, и ес­ли в нас нет сос­ре­до­то­чен­нос­ти, ес­ли мы не спо­со­бы от­де­лить глав­ное от вто­рос­те­пен­но­го, то ни­ког­да не сде­ла­ем ни­че­го су­щес­т­вен­но­го. Мы бу­дем плыть по те­че­нию, нас бу­дут тол­кать вол­ны, мы бу­дем на­ты­кать­ся на пре­пят­с­т­вия, са­дить­ся на ме­ли, но не добь­ем­ся же­ла­емо­го. И толь­ко в том слу­чае, ес­ли мы смо­жем сос­ре­до­то­чить все свои си­лы на чем-то од­ном, то вып­лы­вем ту­да, ку­да хо­тим, а не ту­да, ку­да нас вы­не­сет.

 Итак, пер­вая чер­та прин­ци­па «до­ми­нан­ты» зак­лю­че­на в це­ле­нап­рав­лен­нос­ти де­ятель­нос­ти.

 Вторая чер­та это­го прин­ци­па сос­то­ит в кон­цен­т­ра­ции сил и средств. При­ве­ду прос­той при­мер. Мно­гие ро­ди­те­ли не мо­гут зас­та­вить ре­бен­ка ду­мать о сво­ем бу­ду­щем. Они при­во­дят ему са­мые раз­но­об­раз­ные ар­гу­мен­ты, они пы­та­ют­ся до­бить­ся сво­их це­лей пу­тем по­ощ­ре­ний и на­ка­за­ний, но ре­бе­нок со­вер­шен­но не по­ни­ма­ет, «че­го они хо­тят». Здесь, ко­неч­но, не­об­хо­дим ав­то­ри­тет, при­чем нас­то­ящий, в про­тив­ном слу­чае ре­бе­нок к вам ни­ког­да не прис­лу­ша­ет­ся. С дру­гой сто­ро­ны, да­же ес­ли вы с ва­шим ре­бен­ком сов­мес­т­ны­ми уси­ли­ями наш­ли не­кую «цель» — это еще от­нюдь не га­ран­ти­ру­ет то­го, что он на ней сос­ре­до­то­чит­ся. Ины­ми сло­ва­ми, най­ти цель это еще не зна­чит ею за­го­реть­ся. А «за­жечь» целью, «увлечь» ею сов­ре­мен­но­го под­рос­т­ка прак­ти­чес­ки не­воз­мож­но — не из то­го они тес­та, что мы, быв­шие пи­оне­ры и ком­со­моль­цы. Вот по­че­му я го­во­рю та­ким под­рос­т­кам:

 — Перестаньте ду­мать об из­б­ран­ной ва­ми про­фес­сии как о це­ли. Да­вай­те бу­дем рас­смат­ри­вать всю эту си­ту­ацию как за­дач­ку, обыч­ную за­дач­ку по ма­те­ма­ти­ке. Что нуж­но для то­го, что­бы ре­шить за­да­чу?

 — Предложить ва­ри­ан­ты ре­ше­ний, — го­во­рят де­ти.

 — О’кей! До­пус­тим, вы хо­ти­те стать юрис­том. Что для это­го нуж­но?

 — Нужно пос­ту­пить в вуз, — де­ти на­чи­на­ют рас­суж­дать.

 — Стоп! Для то­го что­бы пос­ту­пить в вуз, нуж­но под­го­то­вить­ся к пос­туп­ле­нию, ведь так? — я хо­чу, что­бы де­ти рас­смат­ри­ва­ли пос­туп­ле­ние в вуз не как об­ру­шив­ше­еся на них нес­час­тье, а как прос­то один из эта­пов ре­ше­ния за­да­чи. Кро­ме то­го, ес­ли мы хо­тим, что­бы за­да­ча бы­ла ре­ше­на ус­пеш­но, то про­пус­кать эта­пы, ко­неч­но,

 нельзя, а под­го­тов­ка в вуз — это этап.

 — Да, на­до под­го­то­вить­ся к сда­че эк­за­ме­нов в вуз, — ре­бя­та сог­ла­ша­ют­ся.

 — Но по ка­ким дис­цип­ли­нам вы бу­де­те го­то­вить­ся, что­бы пос­ту­пить на юри­ди­чес­кий фа­куль­тет?

 — Литература, ис­то­рия…

 — Но раз­ве юрист — это ли­те­ра­тор или ис­то­рик? — я за­даю про­во­ка­ци­он­ный воп­рос.

 — Нет, юрист — он юри­ди­чес­кие де­ла ре­ша­ет, — го­во­рят де­ти.

 — А вы стал­ки­ва­етесь с юри­ди­чес­ки­ми де­ла­ми в сво­ей пов­сед­нев­ной жиз­ни?

 — Нет, мы еще не стал­ки­ва­ем­ся…

 — «Неправда ва­ша!» Все мы жи­вем по об­ще­му за­ко­ну — по Кон­с­ти­ту­ции, ко­то­рая, нап­ри­мер, да­ет вам пра­во на об­ра­зо­ва­ние. Вы же в шко­лу хо­ди­те? Хо­ди­те. А по ка­ко­му пра­ву? По пра­ву, ко­то­рое вам да­но Кон­с­ти­ту­ци­ей. Вы жи­ве­те в сво­их квар­ти­рах, как вы ду­ма­ете, вы это по пра­ву де­ла­ете?

 — По пра­ву! — до­га­ды­ва­ют­ся де­ти.

 — Правильно, эти воп­ро­сы рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся жи­лищ­ным за­ко­но­да­тель­с­т­вом. И так все в на­шей жиз­ни — на все есть ка­кие-то за­ко­ны. Вы смот­ри­те рек­ла­му по те­ле­ви­зо­ру — на тот слу­чай есть за­кон о рек­ла­ме, ко­то­рый зап­ре­ща­ет вас об­ма­ны­вать. Ес­ли из­го­то­ви­тель рек­ла­мы вас об­ма­нет, он на­ру­шит за­кон и его мож­но прив­лечь к от­вет­с­т­вен­нос­ти. Вы за­хо­ди­те в ма­га­зин и сра­зу по­па­да­ете под за­щи­ту за­ко­на о пра­вах пот­ре­би­те­ля. При­чем этот ма­га­зин арен­ду­ет по­ме­ще­ние, что то­же де­ла­ет­ся по оп­ре­де­лен­ным за­ко­нам. Ли­цен­зию на ра­бо­ту он то­же по­лу­ча­ет по за­ко­ну, ко­то­рый ре­али­зу­ет­ся спе­ци­аль­ным ор­га­ном, — ли­цен­зи­он­ной па­ла­той. Вла­де­лец ма­га­зи­на на­ни­ма­ет ра­бот­ни­ков — это то­же про­ис­хо­дит по за­ко­ну, ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет пра­ва и обя­зан­нос­ти ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля. Все ра­бо­та­ющие пла­тят на­ло­ги — это оп­ре­де­ля­ет На­ло­го­вый ко­декс.

 И даль­ше я рас­ска­зы­ваю еще мно­жес­т­во ве­щей та­ко­го ро­да, о ко­то­рых де­ти да­же не за­ду­мы­ва­ют­ся. Ка­жет­ся, что ни­че­го свер­хъ­ес­тес­т­вен­но­го в мо­ей «лек­ции» нет, но на са­мом де­ле я пы­та­юсь пе­рес­т­ро­ить все ми­ро­вос­п­ри­ятие ре­бен­ка та­ким об­ра­зом, что он на­чи­на­ет ви­деть мир, ус­лов­но го­во­ря, под юри­ди­чес­ким уг­лом зре­ния. Все, на что ре­бе­нок смот­рел преж­де без вся­ко­го эн­ту­зи­аз­ма, те­перь пре­об­ра­жа­ет­ся, ему ста­но­вит­ся ин­те­рес­но. Од­на боль­шая за­да­ча рас­па­да­ет­ся на мно­жес­т­во вза­имос­вя­зан­ных друг с дру­гом за­дач, ре­бе­нок на­чи­на­ет ду­мать над ни­ми, а в ре­зуль­та­те ду­ма­ет о ре­ше­нии ос­нов­ной, глав­ной за­да­чи. Так у нас и по­лу­ча­ет­ся «до­ми­нан­та».

 Потом ро­ди­те­ли при­во­дят сво­их «не­пос­луш­ных» и «ле­ни­вых» де­тей на сле­ду­ющую кон­суль­та­цию, и эти «не­пос­луш­ные» и «ле­ни­вые» де­ти спра­ши­ва­ют ме­ня, ка­кой за­кон ре­гу­ли­ру­ет мою де­ятель­ность? А в сле­ду­ющий раз они рас­ска­зы­ва­ют мне о том, как они при­ду­ма­ли за­ко­ны, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют ра­бо­ту тран­с­пор­та или ми­ли­ции. Те­перь уже нас­ту­па­ет оче­редь спра­ши­вать ро­ди­те­лей, и они спра­ши­ва­ют: «Что вы ему та­кое ска­за­ли, что он стал за­ни­мать­ся?!» А я ни­че­го не го­во­рил ему о том, что «он дол­жен» за­ни­мать­ся, я прос­то на­учил его ви­деть за­да­чи и кон­цен­т­ри­ро­вать­ся на них. За­да­чи ув­ле­ка­ют са­ми по се­бе, на них нуж­но прос­то скон­цен­т­ри­ро­вать­ся, а даль­ше все ре­ша­ет­ся са­мо со­бой — один ход тя­нет за со­бой дру­гой.

Комментировать